
Фото: Rawpixel / elements.envato.com
Если тот, кого ты видишь, отвечает на все вопросы, разъясняет все, чему был свидетелем, и говорит обо всем, что знает, то пойми, что он – невежда.
Пояснение: Всевышний Аллах сообщил: «Вам дано знать об этом совсем мало» (аль-Исра, 85). Кто старается отвечать на все вопросы, тот ставит себя в затруднительное положение, впадает в показуху, стараясь показать себя перед людьми в более выгодном свете. А это – результат незнания Аллаха. Поскольку, если бы он познал Аллаха, то ограничился бы теми знаниями, которые дал ему Всевышний.
Отвечая на вопрос: «Какое знание самое полезное?» – один ариф сказал: «Знать свое место и не менять свои манеры».
Божественная благодать: кто удостоится довольства Аллаха?
Праведные предшественники, когда у них спрашивали о чем-то, отправляли спрашивающего к кому-то другому, а тот – еще к кому-то, так что вопрос возвращался к тому, у кого спрашивали первым.
Имаму Малику (рах.) в одном маджлисе задали тридцать три вопроса, на три из которых он ответил, а на остальные сказал, что не знает ответа.
Рассказывать же обо всех увиденных караматах, о каждой достигнутой стоянке (макам), или изведанной тайне, – бесполезно. Ибо всё это – скрытые удовольствия, и понять их может лишь сведущие люди. А рассказывать тем, кто не способен понять, значит не ценить эти милости в должной мере.
Кроме того, эти удовольствия – аманат от Аллаха. Разглашать их не дозволено. Кто придает их гласности, тот совершает предательство и заслуживает изгнания и наказания. Впредь ему уже ничего не будет доверено.
Фото: Reephotoeasy / shutterstock.com. 
Так же обстоят дела и в случае разглашения истины и тайных знаний, в которые был посвящен. Поскольку это свидетельствует о том, что посвященный принижает значение увиденного им. Если бы он признавал их величие, то не стал бы рассказывать о них другим. Ведь обладающий тайной сокровищницей не станет говорить об этом, будет скрывать. Иначе, сокровища отберут.
Великий Создатель повелел: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества» (ан-Ниса, 5).
В то время, когда даже имущество, не имеющее перед Аллахом ценности даже с комариное крылышко, запрещено отдавать тому, кто не ценит его должным образом, разве можно передавать таким неразумным людям божественные знания и истины из тайной сокровищницы Всевышнего Аллаха? Следовательно, человек, посвященный в эти тайны, не должен ждать от них пользы в этом бренном мире, а сохранить их для ахирата.
Из книги «Хикам аль-Атайя»