Аллах Всевышний велел: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (сура «Сонмы», аят 41).
Расулюллах (с.г.в.) однажды сказал: «Охраняйте ваш иман». Сахабы спросили: «О, Посланник Аллаха! Как же нам охранять наш иман?» Посланник (с.г.в.) велел им: «Часто повторяйте слова "Ля иляха илляллах"».
Достопочтенный Посланник (с.г.в.) однажды сказал: «Сообщить ли вам о чем-то более достойном, чем ваши наиболее благие перед Аллахом поступки, чем подача милостыни золотом и серебром?». Сахабы сказали: «Да, сообщи, о Расулюллах!». Посланник (с.г.в.) соизволил сказать: «Часто совершайте зикр, многократно поминайте Аллаха».
А еще Посланник (с.г.в.) говорил: «Кто желает войти в один из райских садов, пусть сначала войдет в сферу зикра, в круг поминания Аллаха».
Следует знать, что если основа имана - это любовь к Всевышнему, то его признак - это частое поминание Аллаха. Не случайно Посланник (с.г.в.) говорил: «Знамение и признак любви к Аллаху - это любовь к многократному зикру Аллаха».
Великий представитель тасаввуфа и ученый, шейхуль-ислам Имам Газали (да смилостивится над ним Аллах) говорил следующее: «У тех, кто вступил на путь служения Всевышнему, есть три остановки:
В состоянии отсутствия часто повторяй слова "Ля иляха илляллах". Когда находишься в экстазе, многократно поминай "Аллах - Аллах". В состоянии обретения будь занят повторением "Ху - Ху".
Когда ты достигнешь этого состояния, с тебя снимется забота о справедливости, и на тебя падет сияние превосходных качеств. Проявления Всевышнего начнут достигать тебя непосредственно. Относительно себя ты перестанешь существовать, а относительно Аллаха будешь существовать. Сам по себе ты будешь тленным, но благодаря близости к Всевышнему, станешь вечным.
Если спросят: «Что является более предпочтительным: совершать зикр вслух или же про себя?», то мы ответим так: «Чтение Корана вслух само по себе является ибадатом. В то же время и произнесение зикра вслух воздействует сильнее. Это необходимо, чтобы сильным ударом зикра смягчить сердца тех, про которых Аллах сказал, что от совершенных грехов у них зачерствели сердца, превратились в камни. А еще лучше разбить эти камни в душе, чтобы по ним потекли ручьи знаний и реки истины».
Согласно преданию, наш Пророк (с.г.в.) совершал зикр вслух. С тех времен до наших дней в городах Ислама люди Аллаха в-открытую совершали зикр в мечетях, медресе, обителях дервишей - текке и завия.
В «Маджму аль-Фатава» сказано, что совершение зикра вслух является сунной. Если будет сказано, что в фетве Кадихана и в комментариях к «Маджму» совершение зикра вслух объявлено харамом, то в ответ на это скажем: «Кадихан здесь имел в виду совершение зикра очень громким голосом. А составитель комментариев к «Маджму» Фариштахоглу ушел из жизни, не увидев «Маджму аль-Фатава».
Были высказаны разные суждения по поводу предпочтительности. Некоторые утверждали, что скрытое поминание Аллаха является более предпочтительным. Тайное поминание присуще пророкам и последовавшим за ними великим аулия. Следует знать, что истинная суть каждого соответствует его шариату. Произнесение "Ля иляха илляллах" раскрывает сердца. Произнесение "Аллах - Аллах" раскрывает души. А это значит, что мир божественных тайн превыше мира духов.
Поэтому стремись к тому, чтобы душа покинула телесный мир и поселилась в сердечной обители. Покинь мир людей и постарайся достичь мира духов. Выйди за пределы мира природы и войди мир сокровенных тайн. Покинь темный мир твоего тела и доберись до света, исходящего из сущности Всевышнего Аллаха.
Из книги "Анваруль-ашикын"