"Слепая" вера или "слепое" неверие?

Рассказывают, что как-то мимо мечети проходил некий человек, который считал себя свободомыслящим атеистом. Как раз наступило время очередной молитвы, и из мечети раздались звуки азана. Поскольку атеист не всегда был атеистом, он был воспитан в религиозной семье, в детстве ходил в мечеть и совершал намаз, в его душе шевельнулось сомнение: а вдруг он заблуждается. и Бог действительно есть, и ему тоже следует сейчас пойти и помолиться? Но он решительно отогнал это сомнение: «Нет, я прав, а эти мысли – просто наущение от шайтана!».

Забавно звучит, не так ли? Если ты атеист и не веришь в Бога, то значит, не веришь и в злых духов, какие же тогда для тебя могут быть наущения шайтана?

Однако этот пример показывает, что люди, называющие себя разумными и свободомыслящими, на самом деле часто являются слепыми и бездумными последователями своих заблуждений.

Вот еще один пример – уже из реальной жизни. Один ученый и при этом религиозный человек как-то раз оказался на какой-то научной конференции. Беседуя с коллегами после заседания, он рассказал, что верит в Бога. Другие ученые, большинство из которых были скептиками-атеистами, посмеялись над ним, как же может совмещаться наука и религия, ведь религия предполагает просто слепое следование за какими-то устаревшими предрассудками?

Верующий ученый тогда сказал им: «Я никогда не принимаю ничего просто на веру. Все мои убеждения являются плодом долгих раздумий о смысле жизни. Доказательством этому является тот факт, что меня периодически посещают сомнения в моей вере, ведь если человек сомневается, значит, он думает и рассуждает, а не просто слепо следует за чем-то. И с этими сомнениями я всегда могу справиться именно с помощью доводов рассудка».

Затем он задал коллегам встречный вопрос: «А вы испытывали когда-нибудь сомнения в своих атеистических убеждениях? Есть среди вас хотя бы один человек, которого посещали мысли о том, что вы можете ошибаться, что может быть правы верующие люди, а вы нет?».

Однако ответом ему было молчание, никто из присутствующих не признался в том, что испытывал хотя бы раз в жизни сомнения в своих убеждениях.

«Так кто же из нас разумный человек, а кто на самом деле слепо следует за какими-то предрассудками?» - заключил ученый.

В Коране мы неоднократно встречаем призывы задуматься и быть «людьми разумеющими». Нигде не говорится, что человек должен быть верующим просто по традиции или потому, что «так принято».

К примеру, вокруг нас существует множество явлений природы, которые свидетельствуют о могуществе Творца, если человек задумается, он поймет это.

«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (Сура "аль-Бакара", аят 164).

«Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих» (Сура «ан-Нахль», аят 12).

«Он - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Он чередует ночь и день. Неужели вы не разумеете?» (Сура "аль-Муминун", аят 80).

Когда верующий в Бога человек начинает общаться с людьми, считающими себя атеистами, неизбежно будет упоминаться довод, что верующие люди невежественны и ограничены, что они следуют не за доводами разума, а за некими предрассудками.

Однако, если разобрать несколько моментов, в которых расходятся люди религиозные и люди, называющие себя неверующими и свободомыслящими, окажется, что религиозная вера вовсе не слепа, а, наоборот, отрицание существования Всевышнего неразумно и слепо.

1. Первый момент: как возник наш мир?

Верующий люди утверждают, что все, что мы видим, появилось по воле Творца. Все, что существует, имеет причину и источник своего бытия. А люди неверующие утверждают, что это просто результат случайного стечения обстоятельств. Когда-то из космической пыли случайно возникла наша Земля и другие планеты, случайно вокруг нее появилась атмосфера, случайно на ней образовалась жизнь и случайно появились люди.

Великий имам нашего мазхаба Абу Ханифа (да помилует его Всевышний) как-то раз вступил в дискуссию с подобными скептиками, отрицающими наличие Творца в мире.

Они договорились встретиться на следующий день в определенное время. Но в назначенный час имама не оказалось на условленном месте. Его противники уже торжествовали победу, решив, что он попросту испугался их вызова, но через некоторое время он вдруг появился и объяснил свое опоздание следующим образом:

"Видите ли, ночью прошел сильный дождь, который разрушил мост через реку, по которому мне нужно было пройти. Мне пришлось подождать, пока доски и бревна, плавающие в реке, сами собой опять образуют мост, и тогда я смог прийти к вам на встречу".

Скептики решили, что имам издевается над ними: «Где это видано, чтобы доски и бревна сами собой сложились в мост через реку?». Но имам невозмутимо продолжил: «Если вам кажется невозможным, чтобы строительный материал сам собой образовал мост, как вы можете утверждать, что наш мир возник сам собой из ничего? Это еще более глупое и странное предположение». Его противники не нашли, что ему ответить.

2. Второй аргумент, который приводят люди неверующие - существуют лишь те вещи, которые можно увидеть, рассмотреть, потрогать, то есть, которые очевидны из наших органов чувств.

Бога мы не видели, никакой прибор не может подтвердить Его существование, значит, Он не существует. Равно как никто не кто видел душу человека, в наличие которой верят религиозные люди?

Для иллюстрации этого можно привести такую историю. Лектор-атеист как-то проводил беседу со студентами. Он спросил их: «Вы видите этот стол? Он существует. Если бы вы не видели его, вы бы не могли сказать, что он есть. Вы видите эти парты – они также существуют, поскольку мы их видим. Если бы мы их не видели, значит, мы не могли бы утверждать, что они есть. А разве кто-то видел Бога? Так откуда известно, что Он есть?».

Студенты озадаченно молчали, пока один находчивый молодой человек не задал встречный вопрос: «Друзья, кто-нибудь видел ум нашего профессора? Так откуда мы знаем, что он есть?»

Все вещи, которые делают человека человеком – ум, доброта, совесть, любовь, способность к самопожертвованию, бескорыстие, честность – нельзя ни увидеть, ни потрогать. Однако и верующие люди, и скептики убеждены, что они есть. Если самого свободомыслящего человека подведет его знакомый или коллега по работе, который пообещал ему что-то сделать, он будет возмущаться: «Совесть у тебя есть?». Хотя согласно его убеждениям совести никто не видел, значит ее не существует.

Он будет говорить своей жене, что любит ее – хотя никто ни разу не взвесил и не измерил любовь. Скептик, как и верующий человек ценит дружбу, верит в доброту и порядочность, уважает людей, пожертвовавших жизнью за свою родину или за свои убеждения. Хотя все эти качества нематериальны, и их нельзя определить никакими приборами.

3. И последний момент, который также никак не вписывается в атеистическую концепцию мира – это вопрос добра и зла.

Почему честность или справедливость, щедрость, искренность и дружбу мы называем добром, а жестокость, насилие, ложь, эгоизм злом? Почему люди должны быть добрыми и порядочными?

Верующий человек скажет, что этому разделению между добром и злом людей научил Сам их Создатель. Вещи, которые Ему угодны – это добро, а те, которых Он не любит и которыми Он недоволен – это зло.

Люди неверующие обычно говорят, что нравственные заповеди появились как результат своеобразного договора между людьми, если люди не будут относиться друг ко другу справедливо и по-доброму, они не смогут жить вместе в обществе. Так что человеку следует вести себя хорошо, поскольку это приносит благо обществу.

Здесь можно возразить две вещи.

Во-первых, если человек корыстный эгоист, он может на это ответить: «А какое мне дело до общественного блага, почему я должен думать о том, что приносит пользу другим людям? Я забочусь только о себе и своем благе, а до других мне нет дела».

И, во-вторых, порядочность и нравственность не всегда способствует выживанию людей в обществе. К примеру, в несправедливом государстве, которым правит правитель-тиран, выгодно быть хитрым и лживым доносчиком, чем честно говорить то, что думаешь, и заступаться за слабых и обиженных.

Однако, мы знаем множество примеров, когда люди выступали против тиранических режимов, говорили правду тирану, хотя знали, что они рискуют своей жизнью.

К примеру, в Коране описана община людей, верующих в Единого Бога, которых жестокий правитель велел бросить в огненный ров за их веру. Этот эпизод описан в 85 суре Корана:

«Да сгинут губители [невинных] возле рва - [губители], которым [был уготован] огонь пылающий, в тот самый миг, когда они собрались возле этого [т. е. пылающего рва], радуясь тому, что они творят с верующими. Они питали злобу против них только за то, что те верили в Аллаха, великого, хвалимого…» (Сура "аль-Бурудж", аяты 4-8).

Почему они предпочли смерть отказу от своих убеждений? Согласно убеждениям материалистов, инстинкт самосохранения – это самое сильное чувство у человека, для нас естественно бояться за свою жизнь. Однако, иногда человек ради своих убеждений то есть, ради каких-то невидимых, нематериальных вещей готов расстаться со своей жизнью.

Этот факт никак нельзя объяснить стремлением человека к выживанию. Никто больше из живых существ не способен на такой поступок. Животные могут жертвовать жизнью, защищая свое потомство, своих детенышей. Но никто из них не умирает за какие-то идеи и убеждения то есть, за нематериальные вещи.

Это можно объяснить только тем фактом, что эту способность внушил человеку его Творец, но без веры в Бога это объяснить невозможно.

Какой в итоге можно сделать вывод?

Всем приходилось слышать, что религиозная вера слепа и неразумна, а быть атеистом и скептиком – это признак уважения к доводам разума. Однако, если разобрать несколько самых распространенных моментов, в которых обычно расходятся люди верующие и неверующие, окажется, что в религиозной вере больше логики и следования за доводами рассудка, чем в отрицании существования Бога.

Анна Кобулова

Также по этой теме читайте:

Что дает человеку религия Ислам?

Сможет ли войти в Рай тот, кто всю жизнь совершал грехи?

Почему нельзя навязывать религию?

Социальные комментарии Cackle