У шейха спросили: «Продолжается ли карамат у аулия после их смерти? Прекращается ли их активность после смерти? Можно ли целовать могилы этих праведников?
Шубари ответил на это следующим образом: «Карамат у вали продолжается и после их смерти, а после нее их активность не пропадает. Просить их посредством у Всевышнего Аллаха считается дозволенным действием. Чудеса пророков и карамат праведников не прекращаются даже после их смерти.
Пророки в могилах живы, они знают о том, что творится, совершают намаз и хадж. Их заступничество и помощь является проявлением чуда, а помощь праведников проявление карамата. После чего привел слова шейха Рамли: «Эти явления, то есть карамат, который мы можем лицезреть, невозможно отрицать. Мы верим в то, что после смерти их карамат не заканчивается», а затем завершил свой ответ:
«Бесспорным является дозволенность целования могил праведников. Дозволенность весьма очевидна и не требует за собой каких-то отдельных доказательств. Требование же доказательств по этому поводу является признаком невежественного упрямца, который не достоин внимания».
Алляма аль-Аджхури на вопрос, о дозволенности приближения к могиле праведников ответил, что это зависит от степени посетители и посещаемого. Если человек, обладающий благой верой поцелует надгробие или дотронется до нее, а за ним в это время никого нет, то допустимо.
Считается допустимым приложение щеки к надгробию, если человек не находится в положении земного поклона, и соответственно запретным, если он, желая приложиться перешел в состояния сажда, то есть земного поклона.
В случае, когда сажда было все же совершено, но без умысла поклонения, то это не будет считаться куфром.
Если же человек, по незнанию зарекся и произнес: «О, такой-то, если решиться такой-то вопрос, или излечиться такая-то болезнь, то моим долгом будет то-то или это», также не будет считаться куфром. Ибо это не сказано с умыслом, что творящим и совершающим является праведник, а не Всевышний Творец. Сказанное же объясняется любовью к этим праведникам.
По мнению некоторых ученых, после смерти праведники могут совершать еще большие караматы, ибо им уже не препятствует что-либо мирское, а есть только сильная духовная составляющая. Поэтому просьба у Всевышнего о чем-либо через таких людей считается благонадежным действием, где вероятность исполнения желаемого весьма велика.
Многие ученые соглашались с подобным мнением, где и основатели мазхабов считали дозволительным прикосновение к могиле Пророка и целование ее, с целью получения бараката. Более того, это распространяется и на могилы других пророков и праведников. Истинно верующий мусульманин совершает подобные действия исключительно для получения бараката, а не из-за каких-то других побуждений, коих быть не должно вовсе.
Великие ученые-богословы и в частности Ахмад ибн Ханбаль видели в этом некую милость и облегчение для верующих. Ибн Хаджар сообщил, что подобные действия дозволительны по отношению к тем, к кому человек проникся искренней любовью, в противном случае - это будет макрухом, то есть неодобрительным действием.
Если бы мусульмане не питали любовь к пророкам и праведным рабам Всевышнего Творца, то навряд ли бы стали навещать их могилы. И как они могут придавать сотоварищей Всевышнему и Всемогущему Создателю? Даже самый малограмотный и не просвещенный мусульманин никогда не допустит мысли, что пророки или же праведники могут быть сотоварищами Милостивому Творцу. Даже они осознают, что польза или же утрата, награда или же наказание – все это от Всевышнего.
Нет сомнения в том, что Шамс Рамли и его отец Шихаб Рамли, Шихаб ибн Хаджар, имам Ахмад и ему подобные ученые богословы были выше Ибн Таймии.
Последователи ханбалитского мазхаба не воспринимают слова Ибн Таймии даже касательно фикха и не придерживаются их при совершении деяний. Мы признаем, что он был ученым, но, несмотря на все его знания, выученные наизусть хадисы и знание сунны, в некоторых моментах он был зациклен на своих ошибочных идеях, с того самого момента, когда он решил противопоставить себя всем остальным ученым. И поэтому оно было именовано ни как иначе чем «мнение Таймии», а вовсе не «Иджтихадом Ханбали».
Ученые богословы в один голос утверждают, что целовать надгробия считается дозволительным, и уж тем более не может быть запретным. То есть харамом. Как проявление любви к Излюбленному Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и праведным рабам Аллаха может быть запретным или же неодобряемым?
Юсуф Набхани "Ответ ваххабитам от Шавахидуль Хак"