В своем выдающемся труде «Китаб аль-Хикам» (Книга мудрости) шейх ибн Атаиллях аль-Искандари пишет:
«Теряя надежду каждый раз при совершении грехов помните, что вы полагаетесь только на свою работу, а не на Милость Аллаха».
Начиная свой собственный духовный путь ко Всевышнему Аллаху нужно задать себе несколько вопросов: с чего я должен начать? Что мне пригодится в пути? Должен ли я помнить о своих благодеяниях, как я могу использовать их?
Шейх ибн Атаиллях отвечает на эти ответы категорично: «Нет! Вы не должны полагаться даже на свои добрые дела. Вы должны начать свой путь к Аллаху, просто обратив свое сердце к Нему, полностью положившись на Него и надеясь, что только Его Милость и Щедрость будут вашими спутниками на пути».
Напрашивается вопрос: «Разве милость Аллаха не является следствием моих благодеяний?». И сразу встречный вопрос: «Иссякнет ли милость Аллаха ко мне, если у меня не останется благодеяний»? Ответ на эти вопросы один – «Нет».
Всевышний Аллах говорит: «Если бы Аллах стал наказывать людей за их несправедливость, то не оставил бы на земле ни одного живого существа». (Сура ан-Нахль, аят 61)
Значит, дело не в том, чтобы «заслужить» или «заработать» милость и щедрость Аллаха. Вопрос в том, чтобы получить милость и щедрость Аллаха, несмотря на все наши недостатки. Вот правильный старт для правильного направления.
Но обращение к Аллаху, а также надежда на Его милость должны сопровождаться раскаянием в своих ошибках и заблуждениях. Согласно универсальным законам Аллаха, если кто-то хочет поместить что-то в определенное место, то должно быть само место, а также место для того, что в него должно поместиться. Вера и свет не являются исключением. Таким образом, если верующий хочет наполнить свое сердце верой, светом и зикром Аллаха, то ему следует вначале создать в своем сердце некое пространство, свободное от посторонних объектов и желаний. Поэтому, духовный путь всегда начинается с покаяния Всевышнему Аллаху.
Всевышний Аллах говорит: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (сура ан-Нур, аят 31).
Но искреннее покаяние, по мнению шейха ибн Атаиллях, должно сопровождаться одним важным чувством – надеждой на милость Аллаха. Какое отношение она имеет к духовному пути? Шейх отвечает: «Теряя надежду каждый раз при совершении грехов помните, что вы полагаетесь только на свою работу, а не на Милость Аллаха».
Перед тем, как положиться на Всевышнего Аллаха в надежде на Его милость убедитесь, что в вас не живет чувство самодовольства. Не думайте, что добились добродетели благодаря своим усилиям и поступкам. И среди признаков того, что верующий полагается на свои поступки, больше, чем на милость и щедрость Аллаха, является уменьшение надежды, когда он совершает ошибку. Надежда на Него всегда должна быть незыблема.
Мусульманские ученые выделяют 4 положения должного покаяния:
Первое: верующий должен испытывать угрызение совести за свои грехи.
Второе: необходимо незамедлительно прекратить совершение греха.
Третье: верующий должен иметь твердое намерение больше не возвращаться к греху.
Четвертое: если грех касается других людей, то верующий обязан возместить им их права.
Ибн Атаиллях добавляет, что если выполнены вышеуказанные положения, то верующий имеет моральное право надеяться на милость Аллаха.
Всевышний Аллах говорит: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура аль-Хиджр, аят 56).
Поэтому, если верующий теряет надежду, значит он на самом деле не полагался на Аллаха, но полагался на свою слабую сущность, ограниченный ум и более чем скромные деяния. Полагание на Всевышнего Аллаха постоянно должно присутствовать в сердце, пока верующий занят благодеянием.
Шейх ибн Атаиллях говорит, что как бы ни были велики грехи, это не должно влиять на надежду на милость Аллаха. Это потому что, если верующий искренне приносит покаяние Всевышнему Аллаху, то Он примет покаяние. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто и не совершал его» (Ибн Маджа).
Также он сказал: «Аллах сказал: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя!» (Тирмизи).
Слова шейха ибн Атаиллях, упомянутые в начале статьи, дополняют собой слова Посланника Аллаха (мир ему): «Ни один из вас не войдёт в Рай по своим деяниям», на что сподвижники спросили: «Даже ты, о, Посланник Аллаха?!». «Даже я, если только Аллах не одарит меня своей милостью» (Бухари).
Грешник - это тот, кто отвергает это предложение Всевышнего Аллаха принести Ему свое покаяние. Здесь требуется найти баланс между надеждой и благоговением.
Поэтому первый шаг на этом пути - подтвердить свою надежду на милость Аллаха и просто обратить свое сердце к Нему.
Islam-today
Также по этой теме читайте: