Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 8. Начало речи
Сперва начнем с имени Аллаха,
А затем чистого поминания Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.).
Того Мухаммада, которого восхвалил Истинный (Хак),
Благодаря которому открылось все, что есть и чего нет.
В благословении ему усердствую [всей] душой,
Сердцем, душою, духом и языком.
Был я безграмотным, не знал ни буквы.
Был мне дан от Высокочтимого (Аллаха – прим. ред.) дар – посмотри!
Годами я старался изо всех сил ради шариата его
И о тарикате это разъяснение раскрывал.
Ветвью познание истины является, а шариат, несомненно,
Плодом от ветви является, о юноша!
Одна истина повернулась в две стороны.
Благодаря тому одному эти двое обладают достоинством.
Та, что шариатом является для избранных и простолюдинов,
Всех побуждает деяния совершать постоянно.
Посему благодаря этому мы к речи приступили,
Благодаря шариату стали духовным путником и владыкой.
О шариате и о тарикате пошла речь.
Посмотри на эту книгу духовных путников.
Пять дафтаров, пятый [из которых] законом (айин) является.
Что такое закон? То, чем для нас религия является.
Религия и вера благодаря тем пяти [ежедневным молитвам] велики.
Эти пятеро лучше тех пятидесяти, [так и] знай!
Пришло [повеление] о пяти временах [совершения молитвы], ибо те пятеро, о дорогой,
Отличают умму от секты (фиркат).
Благодаря этому отличию пяти мы у него научились,
Свечу религиозного собрания зажгли.
В молитве, постах и закяте
Также благодаря ему постигли мы эти качества.
Вместе с обходом (таваф) хаджа этими пятью всеми (пятью столпами религии – прим. ред.)
Эти пятеро (дафтаров – прим. ред.) находятся на одной нити [ожерелья].
Сказал: «Расскажи, о избранник уммы моей,
Дал тебе Я знание и мудрость свою.
Начни речь плавную на ста языках,
Прочти пятый дафтар влюбленным.
Это «Каландар-наме» знанием, исполненным смысла, является,
Тайной фикха является, а также [написано] стихотворным размером маснави.
О растерянный влюбленный, обрати сюда свой лик.
Если ты не лишен обоняния, понюхай этот запах.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017