Разбираем суру Аль-Маида: нарушение клятвы и искупление
لاَ يُؤَاخِذُكُمُ اللّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الأَيْمَانَ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلاَثَةِ أَيَّامٍ ذَلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ وَاحْفَظُواْ أَيْمَانَكُمْ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللّهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ (89)
«Аллах не спросит с вас за пустые ваши клятвы (произнесенные без осознания), но спросит за то, что вы (осознанно) скрепили клятвами. Искупление за это (нарушение клятвы) – накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите семью, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет (сделать это), пусть постится три дня. Это – искупление ваших клятв, если вы поклялись (и нарушили клятву). Соблюдайте свои клятвы! Таким образом Аллах объясняет вам Свои аяты (и положения Шариата), чтобы вы были благодарны (Ему)» (Аль-Маида, 89).
В риваяте, переданном от Аиши, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто говорит «Да, валлахи» или «нет, валлахи» без намерения произнесения клятвы (Бухари, Тафсируль-Куръан, 5/8).
История о том, как пророк Мухаммад ﷺ избежал смерти
В риваяте, переданном Ибн Исхаком от Джабира ибн Абдуллаха, сообщается, что один человек из племени Мухариб по имени Гаврас сказал некоторым людям из своего народа и из племени Гатафан: «Если хотите, я могу убить для вас Мухаммада».
В то же самое время в данном аяте говорится о необходимости искупления, если человек принес клятву, но нарушил ее.
В другом риваяте, также переданном от Аиши, сообщается, что ее отец Абу Бакр до ниспослания этого аята никогда не нарушал принесенных клятв. Когда же был ниспослан этот аят, то он сказал: «Если я принесу клятву, а затем увижу нечто более благое, то я воспользуюсь этим позволением от Аллаха, и нарушив свою клятву сделаю то, что является более благим» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 5/8).
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что данный аят был ниспослан в ответ на вопрос: «О, посланник Аллаха! Мы принесли клятвы, что станем делать то-то и то-то. Что теперь нам делать с этими клятвами?», который задали Осман ибн Маз`ун и его товарищи, история которых стала причиной ниспослания предыдущих двух аятов. Тем самым им было приказано искупить свои клятвы (Табери, Джамиуль-Байан, 7/10).
Какой аят Корана был ниспослан последним?
«Когда я был болен, посланник Аллаха ﷺ пришел навестить меня. Рядом со мной находились семь моих сестер. В какой-то момент я потерял сознание. Посланник Аллаха ﷺ подул мне в лицо, и я пришел в себя...»
В риваяте, переданном от Аиши, как будто бы говорится о тех, на кого распространяется хукм данного аята. Тогда как риваят от Ибн Аббаса более подходит для того, чтобы считаться причиной ниспослания этого аята с точки зрения предыдущих аятов.
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لَيَبْلُوَنَّكُمُ اللّهُ بِشَيْءٍ مِّنَ الصَّيْدِ تَنَالُهُ أَيْدِيكُمْ وَرِمَاحُكُمْ لِيَعْلَمَ اللّهُ مَن يَخَافُهُ بِالْغَيْبِ فَمَنِ اعْتَدَى بَعْدَ ذَلِكَ فَلَهُ عَذَابٌ أَلِيمٌ (94)
«О, верующие! Аллах обязательно испытает вас чем-то из добычи, которую вы приобретете руками и копьем (хотя вы будете в ихраме), чтобы (проверить, станете ли вы ловить ее, и чтобы) Аллах выявил тех, кто (в действительности) боится Его, не видя Его. А кто перейдет границы (дозволенного) после этого (охотясь, будучи в ихраме), тому – болезненное наказание» (Аль-Маида, 94).
В соответствии с риваятом, переданным Ибн Абу Хатимом от Мукатиля ибн Хаййана, данный аят был ниспослан во время Умратуль-Када (умры возмещения). В тот год посланник Аллаха ﷺ и сахабы вошли в ихрам Тан`име, и в это время дикие животные и птицы, являвшиеся потенциальной охотничьей добычей, подходили к ним так близко, что их можно было без труда поймать голыми руками. И это было испытанием для мусульман, которым было запрещено охотиться в ихраме [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/421; Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 3/185].
Читайте также:
-
Различия суннитов и шиитов. Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе
Между суннитами и шиитами есть ряд разногласий, которые на сегодняшний день утратили свою значимость. Другими словами история сама де факто аннулировала эти разногласия. Продолжаем разбирать основные отличия суннитов и шиитов
-
Мусульманское государство
Традиционная форма государственности у всех мусульманских народов, исповедующих религию ислам, был имамат, которым всецело (то есть, как в политической, религиозной сфере, так и в светской) руководил халиф. Потому и называют мусульманское государство – халифат, где власть была только лишь у халифа. Но противоречия внутри государства на предмет верховного руководства привели к распаду единой власти и появлению многих разных исламских государств. Власть несколько ушла от халифа: он мог только располагать властью над духовной сферой, а другими (светскими) вопросами полностью занимался султан, поделив государство на санджаки, управляемые беями.
-
Если родители против брака
Он не подходит тебе. Она тебе не пара. Знакомые слова? При выборе спутника жизни такое иногда приходится слышать от родителей, которые не хотят принимать избранника своего ребенка.
-
Какие деревья будут расти в Раю?
Деревья, созданные в этом мире и несущие большую пользу, являются одной из милостей нашего Господа, дарованных людям. В Раю будет много деревьев и растений...
-
4 причины, по которым ислам запрещает колдовство
Среди основных причин можно перечислить следующие:
-
«Китаб ат-Таухид»: «Матуриди дает ответ, опережая свое время»
Впервые монументальный труд Абу Мансура-аль-Матуриди «Китаб ат-таухид» был издан на русском языке. Это стало возможным благодаря активному участию Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Издательскому дому «Хузур». Об этом сегодня сообщил муфтий, председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин в ходе пресс-конференции.
-
Что у мусульманки на голове?
Кроме волос, конечно, так как, несмотря на шутки, отпускаемые в нашу сторону, облысением мы не страдаем. Много интересных приспособлений (например, “кувейтская амирка” и “бони”, они же “амирки”) пришли к нам из арабских стран, у которых культура ношения платка не была утеряна, и девушки вечно были в поиске удобных вариантов. Однако стоит сказать спасибо и предприимчивому Китаю, потому что, я уверена, многие неординарные, скажем так, вещи были если не разработаны, так растиражированы именно китайцами (все помнят водолазки, сшитые слитно с головным убором, и подхиджабники).
-
Коллективный намаз: правила и нюансы проведения
Намаз, совершенный коллективно (джамаатом) в мечети, в 25 или в 27 раз превосходит молитву, совершенную в одиночестве. Сегодня мы разберем основные правила совершения коллективного намаза.