Путь к Вечности – длиною в жизнь

Сообщается, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире таким, будто ты чужеземец или путник».

Передатчик этого хадиса сказал, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если доживёшь до вечера, то не жди, что доживёшь и до утра, а если доживёшь до утра, то не жди, что доживёшь и до вечера, и бери у твоего здоровья то, что пригодится для твоей болезни, а у твоей жизни – то, что пригодится для твоей смерти» (передано в сборнике имама аль-Бухари).

Таким образом, Посланник Аллаха ﷺ велит ему быть таким, будто он чужеземец. Что это значит? Кто такой чужеземец?

Чужеземец – это, прежде всего, тот, кто находится вдали от своей семьи, от своих родных краев. То же самое можно сказать и про путника. Казалось бы, и чужеземец, и путник – это одно и тоже. Но все же между ними существует разница.

Скажем, даже если чужеземец находится далеко от своего дома и от своей семьи в чужих краях, вполне возможно, что в этой стране, в той местности, в которой он остановился на некоторое время, у него все же есть знакомые. А путник, хоть и проводит какое-то время в чужих краях, лишен и этого, то есть, у него там абсолютно никого нет.

Путь к Аллаху: как его найти и как с него не сбиться?

Он отправился в далекий путь, не имея рядом никого из своих близких. Так вот, Посланник Аллаха ﷺ велит Абдуллаху ибн Умару быть в этом мире словно чужеземец или путник.

Наставляя человека жить в этом мире так, будто он чужеземец или путник, Посланник Аллаха ﷺ призывает не привязываться к этому миру и людям, которые его окружают. Этот мир – лишь временное пристанище, а не место вечного пребывания.

Вот о чем хотел напомнить наш Пророк ﷺ своему сподвижнику, а вместе с ним и всем остальным людям. В то же время Посланник Аллаха ﷺпризывает не слишком привязываться к людям, не вкладывать в них всю душу, не иметь слишком тесных взаимоотношений.

Потому что тот, кто ведет себя в этом мире так, будто он чужеземец или путник, не станет завидовать тому, кто рядом с ним сейчас, ненавидеть его, ревновать, злиться, враждовать, ссориться, мстить, думать плохо, сквернословить и так далее.

Иначе говоря, когда мы совсем не знаем того человека, который перед нами, разве мы сможем рассуждать про него или с уверенностью утверждать, что вот он-то такой хороший человек, или, наоборот, говорить: «Ах, какой это плохой человек!»

Конечно же, нет! Или же, несмотря на то что у этого незнакомца что-то имеется, либо чего-то нет, станем ли мы ему завидовать, злословить о нем, клеветать на него? Ведь мы его совсем не знаем, какая нам разница.

Мы не станем притягивать этого человека, вступать с ним в какой-то конфликт. Все это крайне важно. Поэтому это наставление Посланника Аллаха ﷺ является очень ценным для нас. На самом деле, быть в этом мире словно чужестранец означает вести безгрешный, чистый образ жизни.

Так как у чужеземца нет близкого окружения, нет близких друзей в этой далекой от его дома стране, он не бывает замешан в каких-то злодеяниях, не ввязывается в конфликты, почти ни с кем не ссорится, не испытывает разрушающего чувства гнева к кому-то.

Это, конечно же, не означает, чтобы люди шли и становились чужеземцами или странниками. Посланник Аллаха призывает нас не к этому. Ни в коем случае не следует понимать данный хадис таким образом. Ведь наш Пророк ﷺ не говорит: «Иди и стань чужестранцем». Он говорит: «Будь таким, будто ты чужеземец». Словно ты чужестранец. И он не говорит: «Иди и скитайся по свету, будь странником, стань путником». Он велит жить, будто ты путник, словно ты пребываешь в пути.

Даже если крайне затруднительно сохранять спокойствие и быть доброжелательным, когда ты находишься среди тех, кто постоянно наводит смуту, распространяет негатив, все же нельзя сказать, что это совсем невозможно. Иными словами, крайне важно уметь оставаться хорошим в обществе, где распространены столько пороков.

Так как, несмотря на то что это очень тяжело, весьма ценно отдаляться от скверны и жить по велению Твоего Господа, находясь в обществе, где зло преобладает над добром, где ты ежедневно становишься свидетелем стольких плохих деяний. Но и награда за это ждет непременно высокая. Результат такого образа жизни, поистине, порадует человека.

Человек не должен придаваться бесконечным желаниям и страстям, пустым мечтаниям о будущем, ему необходимо быть более приземленным, смотреть на жизнь более реалистично.

Иными словами, человек должен осознавать, что он мог сегодня совершить и что сделал на самом деле, что должен был сделать. Нельзя гоняться за пустыми несбыточными мечтами. Например: «Эх, если бы тот или иной краешек земли принадлежал мне», «Эх, вот была бы у меня такая-то квартира…» и т.д. Допустим, ты добился этого, это стало твоим, что с того? Что ты с этим будешь делать?

Человеку вполне достаточно иметь крышу над головой, немного еды и одежды, чтобы прожить достойную жизнь. Разве вам негде укрыться от непогоды, защититься от холода? Но человеку свойственно хотеть большего. Он не может остановиться на том, чего достиг. Ему всегда хочется иметь больше. Пусть и это будет, и то будет. И все это лишает человека покоя и сна. Но не стоит забывать, что за все блага предстоит отвечать в Судный день.

И если мы не отдаем должное из этого, не выплачиваем положенную долю из того имущества, которым обладаем, то мы не сможем избавиться и от ответственности за это богатство.

И жизнь, и смерть – истинны. Поэтому при жизни человек должен помнить о скором наступлении смертного часа, готовиться к будущей вечной жизни заранее, пока у него есть возможность, пока не слишком поздно.

Все это говорится в Священном Коране. Иными словами, Всемогущий и Великий Аллах обещал испытать нас, чтобы всем стало известно, кто из нас совершит больше благодеяний, больше красивых поступков. Для этого Всевышний Господь создал эту землю и расселил нас по ней. И у каждого испытания есть свой результат. К какому итогу мы придем? Что нас ждет в конце? И в конце жизни в этом бренном мире нас всех ждет самое большое испытание.

Абсолютно во всех религиях и верованиях говорится, что есть жизнь после смерти, что после жизни в этом мире нас ждет жизнь в мире вечном.

И то, где мы будем находиться в новой жизни, станет известно в самом конце испытания. Поэтому следует прожить эту жизнь так, чтобы добиться довольства Всевышнего Господа, тем самым достойно выдержать этот экзамен перед переходом в вечный мир.

Недостаточно просто считать себя чужестранцем в этом мире, потому что даже чужеземец, проведя некоторое время в каком-то определенном месте, даже если он находится вдали от своего дома и близких, однажды может приспособиться и привязаться к тому месту, в которое прибыл.

Нельзя слишком привязываться к благам этого мира. Самое лучшее, что ты можешь сделать – считать себя путником в этом мире, который вышел в долгое изнуряющее путешествие.

Ведь всем нам известно, чем закончится это путешествие, что нас ждет в конце. Иными словами, поистине, любой путь, который бы мы не выбрали, приведет к последней остановке, под названием «Вечная жизнь». Поэтому вполне понятно веление посланника Аллаха быть в этом мире словно ты чужестранец или путник. И это действительно ценное наставление.

Есть крутые горы, которые нам предстоит преодолеть, широкие долины, которые предстоит пересечь, трудности, поджидающие нас на этом пути, заставляющие нас содрогнуться. Иными словами, нас ждут тысяча и одно препятствие, проблемы, сложности. На этом пути предстоит встретиться и с дозволенным, и с запретным.

Поистине, это очень сложно – не останавливаться на этом пути, избегать предосудительного и придерживаться разрешенного, не отступать от верного пути. В то же время, чтобы добиться довольства Всевышнего Аллаха, это самый верный и достойный способ.

Это интересно: Кто провожал в последний путь Посланника Аллаха (мир ему)?

Но разве можно вернуться в родной дом с пустыми руками после длительного путешествия?! Тот, чьи руки будут пусты, кому нечего будет захватить с собой, переходя в вечный мир, положение того весьма печально. Поэтому необходимо заранее готовиться к вечной жизни, пока у нас еще есть время и возможность для этого. Взять от этой жизни то, что пригодится для нашей смерти, то есть, для пребывания в вечном мире.

Паспорт ахирата для путника вечности
Переезжая в другую страну, мы оставляем все то, что дорого нашему сердцу. Наших родителей и друзей. Дом, в котором выросли или приобрели, вкладывая много сил и времени; мебель, которую выбирали с любовью и заботой; знакомые улицы, особенные места. Но мы знаем, что еще вернемся домой, увидим родных, прогуляемся по любимому городу...
20.02.2017
5598

Гульназ Ситдикова

Фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle