4 самых великих ученика Абу Ханифы

У Абу Ханифы было множество учеников, число которых невозможно сосчитать. Он обладал большим количеством учеников и приверженцев, подобно которому не обладал никто из известных ученых, живших в его время. Многие видные ученые из Мекки, Медины, Дамаска, Басры, Куфы, Алжира и других городов и стран учились у Абу Ханифы хадисам и исламскому праву. В книге «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман» приводятся имена 800 учеников Абу Ханифы.

У Абу Ханифы было четыре самых известных ученика. Сообщается, что однажды один мужчина спросил аль-Музани (ученика аш-Шафи‘и): «Что ты думаешь об Абу Ханифе?» Аль-Музани сказал: «Он предводитель ханафитского мазхаба». Тот мужчина спросил: «А что ты думаешь об Абу Йусуфе?» Аль-Музани сказал: «Он больше всех следует хадисам».

Тот спросил: «А что ты думаешь о Мухаммаде ибн аль-Хасане?» Аль-Музани сказал: «Он лучше других разбирается в ответвлениях исламского фикха». Тот спросил: «А что ты думаешь о Зуфаре?» Аль-Музани сказал: «Он лучше других разбирается в кыясе (суждение по аналогии, один из источников исламского права)».

Перечислим всех четырех учеников Абу Ханифы по времени их жизни.

Первый: Имам Зуфар ибн аль-Хузейль ибн Кайс аль-Басри.

Он был самым великим учеником Абу Ханифы среди этих четырех. Он родился в 110 г. и умер в 158 г. по хиджре в возрасте 48 лет, через восемь лет после смерти Абу Ханифы. Зуфар обладал глубокими познаниями и колоссальными знаниями в области исламского права и хадисов. Он учился у Абу Ханифы продолжительное время. Абу Ханифа всегда предпочитал и возвеличивал Зуфара, ибо он обладал глубокими знаниями в хадисах, а также был мудрым, богобоязненным и скромным.

Фадль ибн Дукейн сказал: «Когда Абу Ханифа умер, я стал учиться у Зуфара, ибо он был наиболее знающим и богобоязненным из всех учеников Абу Ханифы, и я почерпнул у него много знаний».

Ибн аль-Мубарак сказал: «Я слышал, как Зуфар говорил: «Мы не придерживаемся своего мнения по тем или иным воп-росам, если существует хадис. Если же есть хадис, мы оставляем свое мнение».

Мухаммад ибн Вахб сказал о Зуфаре следующее: «Зуфар был одним из хадисоведов и одним из десяти ученых, которые написали книги по хадисам».

Второй: Имам и казый Абу Йусуф Йа‘куб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфий – правовед иракцев

Он родился в 113 г. и умер в Багдаде в 182 г. по хиджре в возрасте 69 лет.

В начале Абу Йусуф учился у Ибн Аби Лейлы, а затем стал учиться у Абу Ханифы, впоследствии чего, благодаря Абу Ханифе, он стал великим правоведом. Он учился у Абу Ханифы в течение семнадцати лет и никогда не пропускал его уроки, кроме как по болезни. Сообщается, что даже когда умер сын Абу Йусуфа, он не участвовал в его похоронах, чтобы не пропустить урок Абу Ханифы, попросив своих соседей и родственников хоронить его сына.

Давуд ибн Рушейд сказал: «Если бы у Абу Ханифы не было других учеников кроме Абу Йусуфа, то он бы обладал превосходством над всеми людьми».

Абу Йусуф также учился у Хишама ибн ‘Урвы, Абу Исхака аш-Шейбани, Ата’а ибн ас-Са’иба и других ученых. В свою очередь многие ученые учились у Абу Йусуфа, среди которых Мухаммад ибн аль-Хасан, Ахмад ибн Ханбаль, Буср ибн аль-Валид, Яхъя ибн Ма‘ин, Али ибн аль-Джа‘д, Али ибн Муслим ат-Туси, Амр ибн Аби Амр и другие.

Когда Абу Йусуф приступил к учебе, его отец был бедным, поэтому Абу Ханифа оказывал ему материальную помощь.

Все ученые свидетельствовали о том, что Абу Йусуф был великим ученым, наилучшим правоведом и знатоком Корана и хадиса. Абу Йусуф обладал такими глубокими знаниями в хадисах и сунне, что имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: «Когда я стал записывать хадисы, в первую очередь я обратился к Абу Йусуфу, чтобы записывать хадисы от него, а затем к другим людям, чтобы записывать хадисы от них».

Абу Йусуф был праведным человеком, много постился и много поклонялся Всевышнему Аллаху. Он очень хорошо знал тафсир (толкование Корана), жизнеописание Пророка s и историю арабов. Абу Йусуф был первым, кто написал книгу по основам исламского права – «усуль аль-фикх» согласно мазхабу Абу Ханифы. Абу Йусуф был первым, кого прозвали «кадый аль-кудат» – судьей судей. Он стал казыем во время правления правителя аль-Махди и его двух сыновей – аль-Хадийа и ар-Рашида. После того, как его избрали судьей, он ежедневно совершал двести ракаатов намаза.

Третий: Имам Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Фиркад аш-Шейбани.

Он родился в городе Васит в Ираке в 132 г. и умер в городе ар-Райй в 189 г. по хиджре в возрасте 57 лет. Он и аль-Киса’и направились вместе с Харун ар-Рашидом в ар-Райй и оба (Мухаммад ибн аль-Хасан и аль-Киса’и) умерли в один и тот же день. Тогда Харун ар-Рашид сказал: «В один умерли язык – имеется в виду умер аль-Киса’и, так как он знал в совершенстве арабский язык и его грамматику. И фикх – имеется в виду умер Мухаммад ибн аль-Хасан, так как он глубоко знал фикх».

Мухаммад ибн аль-Хасан вырос в Куфе и учился у Абу Ханифы. Он стал учиться у Абу Ханифы в конце жизни Имама Агзама, а после его смерти стал учиться у Абу Йусуфа и усовершенствовал исламский фикх и достиг высокого уровня в этом. Он также учился у Мис‘ара ибн Кидама, Суфьяна ас-Саври. Он записывал хадисы от Малика ибн Анаса в Медине и был одним из передатчиков книги «Аль-Муватта’». Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Я учился у Малика много лет и услышал от него более 700 хадисов». Он также передал хадисы от Абу Амра аль-Авза‘и и от многих других ученых.

Затем он вернулся в Багдад и стал жить в нем, после чего к нему стали ходить многие люди и учиться у него, передавая от него хадисы и решения относительно фикха. Одним из его учеников, который учился у него десять лет, получил огромную пользу от него и передавал хадисы от него, был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Среди учеников Мухаммада ибн аль-Хасана были и другие ученые, как Сулейман аль-Джузджани, Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям и другие. В свою очередь Яхъя ибн Ма‘ин написал со слов Мухаммада ибн аль-Хасана свою книгу «Аль-джами‘ ас-сагир».

После Абу Йусуфа предводителем правоведов Ирака стал Мухаммад ибн аль-Хасан. Именно он наилучшим образом развил ханафитский фикх, записывая решения Абу Ханифы по тем или иным вопросам в своих книгах. Мухаммад ибн аль-Хасан стал судьей во время правления правителя Харуна ар-Рашида. Он много поклонялся Всевышнему Аллаху, много читал Коран и обладал острым умом и глубокой мудростью.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем следующее: «Если по тому или иному вопросу есть мнение одного из трех ученых, то это мнение не подлежит обсуждению. Его спросили: «А кто эти трое?» на что он сказал: «Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан. Абу Ханифа − самый знающий среди людей относительно кыяса. Абу Йусуф − самый знающий среди людей относительно хадиса. Мухаммад − самый знающий среди людей относительно арабского языка».

Ибрахим аль-Харби сказал: «Однажды я спросил Ахмада ибн Ханбаля: «Откуда ты знаешь тонкости во всех вопросах фикха?», на что он сказал: «Я учился этому у Мухаммада ибн аль-Хасана».

Четвертый: Имам аль-Хасан ибн Зийад аль-Лю’лю’и аль-Куфи.

Он учился у Абу Ханифы продолжительное время, затем учился у Зуфара и Абу Йусуфа после смерти Абу Ханифы. Имам аль-Хасан был знатоком хадисов, рассказанных Абу Ханифой. Он был очень проницательным и мудрым, однако он не приобрел такую же известность, какую приобрели остальные три ученика Абу Ханифы. Имам аль-Хасан умер в Багдаде в 204 г. по хиджре.

Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди

"Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников"

Социальные комментарии Cackle