У Абу Ханифы было множество учеников, число которых невозможно сосчитать. Он обладал большим количеством учеников и приверженцев, подобно которому не обладал никто из известных ученых, живших в его время. Многие видные ученые из Мекки, Медины, Дамаска, Басры, Куфы, Алжира и других городов и стран учились у Абу Ханифы хадисам и исламскому праву. В книге «‘Укуд аль-джамман фи манакиб аль-имам Аби Ханифа ан-Ну‘ман» приводятся имена 800 учеников Абу Ханифы.
У Абу Ханифы было четыре самых известных ученика. Сообщается, что однажды один мужчина спросил аль-Музани (ученика аш-Шафи‘и): «Что ты думаешь об Абу Ханифе?» Аль-Музани сказал: «Он предводитель ханафитского мазхаба». Тот мужчина спросил: «А что ты думаешь об Абу Йусуфе?» Аль-Музани сказал: «Он больше всех следует хадисам».
Тот спросил: «А что ты думаешь о Мухаммаде ибн аль-Хасане?» Аль-Музани сказал: «Он лучше других разбирается в ответвлениях исламского фикха». Тот спросил: «А что ты думаешь о Зуфаре?» Аль-Музани сказал: «Он лучше других разбирается в кыясе (суждение по аналогии, один из источников исламского права)».
Перечислим всех четырех учеников Абу Ханифы по времени их жизни.
Он был самым великим учеником Абу Ханифы среди этих четырех. Он родился в 110 г. и умер в 158 г. по хиджре в возрасте 48 лет, через восемь лет после смерти Абу Ханифы. Зуфар обладал глубокими познаниями и колоссальными знаниями в области исламского права и хадисов. Он учился у Абу Ханифы продолжительное время. Абу Ханифа всегда предпочитал и возвеличивал Зуфара, ибо он обладал глубокими знаниями в хадисах, а также был мудрым, богобоязненным и скромным.
Фадль ибн Дукейн сказал: «Когда Абу Ханифа умер, я стал учиться у Зуфара, ибо он был наиболее знающим и богобоязненным из всех учеников Абу Ханифы, и я почерпнул у него много знаний».
Ибн аль-Мубарак сказал: «Я слышал, как Зуфар говорил: «Мы не придерживаемся своего мнения по тем или иным воп-росам, если существует хадис. Если же есть хадис, мы оставляем свое мнение».
Мухаммад ибн Вахб сказал о Зуфаре следующее: «Зуфар был одним из хадисоведов и одним из десяти ученых, которые написали книги по хадисам».
Он родился в 113 г. и умер в Багдаде в 182 г. по хиджре в возрасте 69 лет.
В начале Абу Йусуф учился у Ибн Аби Лейлы, а затем стал учиться у Абу Ханифы, впоследствии чего, благодаря Абу Ханифе, он стал великим правоведом. Он учился у Абу Ханифы в течение семнадцати лет и никогда не пропускал его уроки, кроме как по болезни. Сообщается, что даже когда умер сын Абу Йусуфа, он не участвовал в его похоронах, чтобы не пропустить урок Абу Ханифы, попросив своих соседей и родственников хоронить его сына.
Давуд ибн Рушейд сказал: «Если бы у Абу Ханифы не было других учеников кроме Абу Йусуфа, то он бы обладал превосходством над всеми людьми».
Абу Йусуф также учился у Хишама ибн ‘Урвы, Абу Исхака аш-Шейбани, Ата’а ибн ас-Са’иба и других ученых. В свою очередь многие ученые учились у Абу Йусуфа, среди которых Мухаммад ибн аль-Хасан, Ахмад ибн Ханбаль, Буср ибн аль-Валид, Яхъя ибн Ма‘ин, Али ибн аль-Джа‘д, Али ибн Муслим ат-Туси, Амр ибн Аби Амр и другие.
Когда Абу Йусуф приступил к учебе, его отец был бедным, поэтому Абу Ханифа оказывал ему материальную помощь.
Все ученые свидетельствовали о том, что Абу Йусуф был великим ученым, наилучшим правоведом и знатоком Корана и хадиса. Абу Йусуф обладал такими глубокими знаниями в хадисах и сунне, что имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем: «Когда я стал записывать хадисы, в первую очередь я обратился к Абу Йусуфу, чтобы записывать хадисы от него, а затем к другим людям, чтобы записывать хадисы от них».
Абу Йусуф был праведным человеком, много постился и много поклонялся Всевышнему Аллаху. Он очень хорошо знал тафсир (толкование Корана), жизнеописание Пророка s и историю арабов. Абу Йусуф был первым, кто написал книгу по основам исламского права – «усуль аль-фикх» согласно мазхабу Абу Ханифы. Абу Йусуф был первым, кого прозвали «кадый аль-кудат» – судьей судей. Он стал казыем во время правления правителя аль-Махди и его двух сыновей – аль-Хадийа и ар-Рашида. После того, как его избрали судьей, он ежедневно совершал двести ракаатов намаза.
Он родился в городе Васит в Ираке в 132 г. и умер в городе ар-Райй в 189 г. по хиджре в возрасте 57 лет. Он и аль-Киса’и направились вместе с Харун ар-Рашидом в ар-Райй и оба (Мухаммад ибн аль-Хасан и аль-Киса’и) умерли в один и тот же день. Тогда Харун ар-Рашид сказал: «В один умерли язык – имеется в виду умер аль-Киса’и, так как он знал в совершенстве арабский язык и его грамматику. И фикх – имеется в виду умер Мухаммад ибн аль-Хасан, так как он глубоко знал фикх».
Мухаммад ибн аль-Хасан вырос в Куфе и учился у Абу Ханифы. Он стал учиться у Абу Ханифы в конце жизни Имама Агзама, а после его смерти стал учиться у Абу Йусуфа и усовершенствовал исламский фикх и достиг высокого уровня в этом. Он также учился у Мис‘ара ибн Кидама, Суфьяна ас-Саври. Он записывал хадисы от Малика ибн Анаса в Медине и был одним из передатчиков книги «Аль-Муватта’». Мухаммад ибн аль-Хасан сказал: «Я учился у Малика много лет и услышал от него более 700 хадисов». Он также передал хадисы от Абу Амра аль-Авза‘и и от многих других ученых.
Затем он вернулся в Багдад и стал жить в нем, после чего к нему стали ходить многие люди и учиться у него, передавая от него хадисы и решения относительно фикха. Одним из его учеников, который учился у него десять лет, получил огромную пользу от него и передавал хадисы от него, был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Среди учеников Мухаммада ибн аль-Хасана были и другие ученые, как Сулейман аль-Джузджани, Абу Убейд аль-Касим ибн Саллям и другие. В свою очередь Яхъя ибн Ма‘ин написал со слов Мухаммада ибн аль-Хасана свою книгу «Аль-джами‘ ас-сагир».
После Абу Йусуфа предводителем правоведов Ирака стал Мухаммад ибн аль-Хасан. Именно он наилучшим образом развил ханафитский фикх, записывая решения Абу Ханифы по тем или иным вопросам в своих книгах. Мухаммад ибн аль-Хасан стал судьей во время правления правителя Харуна ар-Рашида. Он много поклонялся Всевышнему Аллаху, много читал Коран и обладал острым умом и глубокой мудростью.
Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал о нем следующее: «Если по тому или иному вопросу есть мнение одного из трех ученых, то это мнение не подлежит обсуждению. Его спросили: «А кто эти трое?» на что он сказал: «Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан. Абу Ханифа − самый знающий среди людей относительно кыяса. Абу Йусуф − самый знающий среди людей относительно хадиса. Мухаммад − самый знающий среди людей относительно арабского языка».
Ибрахим аль-Харби сказал: «Однажды я спросил Ахмада ибн Ханбаля: «Откуда ты знаешь тонкости во всех вопросах фикха?», на что он сказал: «Я учился этому у Мухаммада ибн аль-Хасана».
Он учился у Абу Ханифы продолжительное время, затем учился у Зуфара и Абу Йусуфа после смерти Абу Ханифы. Имам аль-Хасан был знатоком хадисов, рассказанных Абу Ханифой. Он был очень проницательным и мудрым, однако он не приобрел такую же известность, какую приобрели остальные три ученика Абу Ханифы. Имам аль-Хасан умер в Багдаде в 204 г. по хиджре.
Шейх Абд ар-Раззак Абд ар-Рахман ас-Са‘ди
"Метод вынесения фетв Абу Ханифы и его учеников"