Каждый новый день верующего приносит ему новые испытания и возможности. Ни один день не приходит пустым. Но сумеет ли верующий увидеть это? Ведь есть много вещей, об упущении которых человек станет горько сожалеть после смерти, когда уже не будет дороги назад. Когда не будет нового дня…
Мусульманин должен быть таким человеком, который ждёт новый день, чтобы выйти из дома в поисках возможностей обрести милость Всевышнего. Быть максимально бдительным, стараясь не упустить их из виду: любой намёк или знак, указывающие на местоположение такого шанса. Конечно же, речь не о мирских благах, а о благих поступках, которые, порой, игнорируются.
Возможно, из-за того, что дни верующего содержат в себе пятикратный намаз, зикр и другие ритуальные виды поклонений, он чувствует себя светлым, правильно проживающим свою жизнь человеком. Однако это те вещи, которые и так должен делать раб своего Господа. Это всего лишь его обязанность, и не является чем-то возвеличивающим раба. Но быть в состоянии поиска дел, приносящих пользу не себе, а другим творениям Аллаха и только ради Его довольства, есть признак истинного благочестия. И таковым было положение сподвижников Пророка ﷺ, беспрестанно расходовавших своё имущество на пути Всевышнего.
Сегодня люди слишком любят мирское и боятся расстаться с ним. По этой причине они не то, чтобы не ищут возможностей для благодеяний, но стараются не видеть даже очевидные из них. Отворачиваются, оправдываясь отсутствием времени или нехваткой денег. А тем временем Коран гласит: «Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите...» (сура «Али-Имран», аят 92).
Садака, в любом своём проявлении – материальном или моральном – является одним из самых сильных деяний, которое поможет человеку после смерти, и тем, о чём он будет умолять Аллаха, сожалея об упущенных возможностях: «...Господи! Если бы Ты предоставил мне небольшую отсрочку, я стал бы давать милостыню и стал бы одним из праведников!» (Коран, 63:10).
Сколько раз за день Аллах предоставляет шанс получить Его милость? Что будет, если, идя на работу, отозваться и указать дорогу спрашивающему; переходя пешеходный переход, подхватить, выкатившуюся с урны на проезжую часть бутылку, которая может привести к трагедии; бросить пару монет в ящик милостыни в мечети, выходя с очередной молитвы; вынести остатки пищи голубям и уличным животным, сделав их день сытым; откликнуться на объявление о помощи, встретившееся на просторах интернета, перечислив хотя бы 10 рублей, и прочее?
Верующему ни в коем случае не следует оставаться безучастным, упуская эти нехитрые знаки, указывающие путь к милости Господа. Ведь в этом мире, что-то может казаться человеку незначительным, но на самом деле, оно послужит великим успехом в Судный День. Например, в хадисе рассказывается: «Когда блудница из Бану Исраиля увидела собаку возле колодца, изнывающую от жажды, она сняла свой ботинок и, зачерпнув в него воду, напоила собаку. За это Аллах простил ей грехи» (Бухари, №3208).
Порой людей останавливает от благодеяний логика, которая говорит: «Не давай им, нынче полно мошенников. Если это так, то ты станешь соучастником в их поддержании!» (Разумеется, явным мошенникам помогать нельзя!) или «Чем поможет этому бедняку твой рубль? Не смеши людей, лучше дашь, когда появятся нормальные деньги!» Такая логика от шайтана и невежества, ибо Пророк ﷺ призывал: «Защитите себя от огня ада, жертвуя хотя бы даже половиной финика» (Бухари).
Поистине, по пути веры невозможно идти логикой, особенно когда сердце верующего опалено любовью к Творцу, и он во всём видит Его проявления, стремясь соприкоснуться с ними. Поэтому сказано, что Аллах смотрит на сердца, а не на внешность. Рубль, данный сильным, искренним порывом к довольству Господа, окутает баракатом (благословением) и дающего, и берущего иншаАллах. Ведь на этом духовном пути всё зависит от намерения.
Помощь рабам Аллаха – это великая служба Всевышнему, который руками одних доводит Свою милость другим: «Если кто одолжит Аллаху прекрасный заём, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда. В тот день, когда ты увидишь, как перед верующими мужчинами и верующими женщинами и справа от них будет распространяться их свет. Возрадуйтесь сегодня Райским садам, в которых текут реки. Вы пребудете в них вечно. Это и есть великое преуспеяние!» (Коран, 57:11,12).
Усердствуя таким образом на пути Аллаха Джалля Джалялуху, верующий усмиряет свой нафс (эго) и достигает высшего места благополучия и безопасности – милости Всевышнего. И Он обещает ему: «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «аль-Бакара», 274 аят).
Айна Замаева