«Пусть они просят у вас разрешения войти в комнату»: в отношении кого ниспослан этот аят?
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا
لِيَسْتَأْذِنكُمُ الَّذِينَ مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ وَالَّذِينَ لَمْ يَبْلُغُوا الْحُلُمَ مِنكُمْ
ثَلَاثَ مَرَّاتٍ مِن قَبْلِ صَلَاةِ الْفَجْرِ وَحِينَ تَضَعُونَ ثِيَابَكُم مِّنَ الظَّهِيرَةِ
وَمِن بَعْدِ صَلَاةِ الْعِشَاء ثَلَاثُ عَوْرَاتٍ لَّكُمْ لَيْسَ عَلَيْكُمْ
وَلَا عَلَيْهِمْ جُنَاحٌ بَعْدَهُنَّ طَوَّافُونَ عَلَيْكُم بَعْضُكُمْ عَلَى
بَعْضٍ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«О верующие! Пусть невольники [рабы и рабыни] и те, кто не достиг совершеннолетия [но уже осознают наготу], просят у вас разрешения войти в комнату в три периода [времени]: до утреннего намаза, когда вы снимаете одежду днем [в период намаза зухр] и после ночного намаза. Это три периода времени уединения для вас. Ни на вас, ни на них [невольницах и детях] нет греха за вход без разрешения в других случаях, кроме этих [трех] времен, ведь вы [дома] все время заходите друг к другу [по разным нуждам]. Так Аллах объясняет вам знамения. И Аллах – Знающий, Мудрый» (Ан-Нур, 58).
От обстоятельствах ниспослания этого аята имеются два риваята, один из которых связан с хазрати ‘Умаром, второй – с Асмой бинт Марсад (Муршидой).
Ибн ‘Аббас рассказывает: «Однажды Пророк ﷺ во время полуденного сна отправил мальчика по имени Мудаллидж ибн Амр позвать достопочтенного ‘Умара. Мальчик постучался в дверь, но хазрати ‘Умар спал и не услышал стука. После этого мальчик вошел к ‘Умару и увидел его в таком виде, в каком ему не хотелось бы, чтобы его видели.
Он (хазрати ‘Умар) пришел к Пророку ﷺ и сказал: «Эй, Посланник Аллаха! Мне бы хотелось, чтобы Аллах Всевышний установил повеления и запреты (связанные с испрашиванием разрешения, входя к нам). После этих его слов Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
«Болезнь ли неверия в их сердцах?»: история ниспослания аята
Мукатил ибн Хайян повествует: «Один человек из ансаров с женой Асмой бинт Муршидой (Асмой бинт Абу Марсад) приготовили еду и принесли Расуль-Акраму. Люди (которые узнали, что Расулюллаху принесли еду) начали входить к нему, не испрашивая разрешения.
Асма, которой это не понравилось, сказала: «Эй, Посланник Аллаха! Как это мерзко (заходить без разрешения)! Два человека (муж и жена) под одним покрывалом, и тут к нам входит раб, не испрашивая разрешения (или не получив разрешения)». И по этому поводу (испрашивания разрешения войти) Аллах Всевышний ниспослал аят: «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после вечернего намаза».
Также Мукатил ибн Хайян говорит: «Этот аят был ниспослан про Асму бинт Марсад (Муршиду). У нее был взрослый сын, который однажды вошел к ней в нежелательное время. После этого она пришла к Пророку ﷺ и пожаловалась: «Наши слуги и сыновья входят к нам в такое время, когда нам это не нравится». Вслед за этим Аллах Всевышний ниспослал этот аят».
Из книги "Асбабун-Нузуль"
Читайте также:
-
Могут ли джинны принимать человеческий облик?
В Священном Коране сказано:
«Вот дьявол приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (сура Аль-Анфаль, аят 48).
-
Следуем Сунне: какими словами Пророк Мухаммад (ﷺ) называл своих жен?
Для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) главными принципами в семье были любовь, забота, ласка, нежность добродушное отношение к своим супругам. А теплые и нежные слова занимали в его практике семейной жизни особую нишу.
-
3 фарда и 15 ваджибов хаджа
Существует три фарда хаджа:
1) вхождение в ихрам (условие хаджа);
2) стояние на ‘арафате;
3) совершение...
-
У рабов Аллаха есть 4 вещи, 2 из которых хорошие, а 2 плохие...
В «Сахихах» Бухари и Муслима передается от Абу Хурайры (р.а.): Господин всех Посланников (мир ему) изрек: “Прибегаю к Твоей защите от большой беды и от того, чтобы стать несчастным, совершить плохой поступок или обрадовать своего врага”. Значит, молитва отводит беды, избавляет от несчастья, меняет каза-и муаллак (обусловленное предопределение). Верующие должны постоянно произносить молитвы и даже с плачем и стенаниями просить, умолять Всевышнего Аллаха.
-
Как мусульманин должен реагировать на обиды и оскорбления?
Если мы не ответим тому, кто ругает или оскорбляет нас, то мы сможем получить с него этот долг в ахыра. Если же мы, поддавшись шайтану, ответим еще большими оскорблениями, то в этом случае наш оппонент получит с нас свой долг в ахыра.
-
Когда кто-нибудь прочитает салават, каждый волосок ангела попросит у Аллаха простить этого человека...
В «Невадир усуле» Имам Мухаммад Хаким Тирмизи Давуд (да будет Аллах милостив к нему) приводит от Абдуррахмана ибн Самара: «Расулюллах (мир ему) зашел с улицы и сказал: “Этой ночью я видел удивительный сон, как будто один человек из моей уммы на мосту Сират то спотыкается, то падает на колени. Однако произнесенный им за меня салават взял его за руки и благополучно перевел через мост Сират”».
-
Имя, которое пророк Мухаммад (мир ему) считал самым ужасным
Передают, как в бытность в Мекке к Пророку (мир ему) обратились некоторые его последователи, сетуя на заповедь не отвечать насилием на насилие со стороны мекканских язычников: «Как же так, о Посланник Божий: будучи язычниками, мы были такими неприступными (а‘изза), а сейчас, когда приняли ислам, стали столь ничтожны (азилля)?! Мне велено быть великодушным (‘афу), не станем сражаться! – ответил им Пророк» (Сунан Насаи № 3086).
-
Молодые люди, которых Аллах ненавидит больше всего
В арабском языке отсутствует точный аналог русского слова «труд». Вместо него употребляются слова «’амаль» (действие) или «касб» (зарабаток, присвоение). Слово же «труд» подразумевает тяжёлую физическую нагрузку, большую, скажем, чем «работа». Описание его в сравнительно меньшей степени, но присутствует в священных текстах в разных описаниях.