Поиск мира и спокойствия – это то, о чем мечтает и к чему стремится каждый человек. Об этом говорили еще древние философы. Духовность и религиозность – это тоже попытки человека обрести спокойствие. Люди в наше время уже начинают понимать, что внутренняя безмятежность не продается ни за какие деньги, ее нельзя взять силой или заслужить славой. Есть вещи, которые находятся на более глубоком уровне восприятия.
Иногда нам кажется, что внешняя идиллия способна привести нас к состоянию внутреннего спокойствия и умиротворения. Что, если все дела у нас в порядке, включая семью, карьеру, здоровье – то вот оно, спокойствие и счастье. Однако, если мы проанализируем аяты Корана, то обнаружим, что наши понятия о спокойствии и умиротворении несколько отличаются от коранических установок.
Слово, обозначающее спокойствие в арабском языке, называется сакина. Оно упоминается в Коране 6 раз в четырех различных историях, но каждый раз приходит в контексте испытаний и трудностей.
Как будто бы Коран говорит нам, что спокойствие приходит только во времена смуты и испытаний, что в идиллии спокойствие недостижимо, вернее совсем не то спокойствие, которое обещает Аллах Всевышний.
Все дело в том, как мы встречаем трудности. Если в нас остается крепка вера и мы всецело полагаемся на Аллаха, то Он наполнит наши сердца спокойствием и умиротворением. Для понимания сути определения сакина, нам необходимо обратиться к кораническим историям и контексту.
В первый раз слово сакина употребляется в суре аль-Бакара, в истории про Пророка Дауда (мир ему) и его заклятого противника Джалута (Голиаф).
Контекст этой истории – одно из тяжелейших испытаний, выпавших на долю сынов Израиля. В то время Израиль вел войну с соседним государством, которое по военной мощи превосходило его войска. Много невинных жителей было убито. Государство-агрессор управлялось тираном Джалутом.
Все это сложное время израильтяне просили своего тогдашнего пророка указать на царя, который привел бы их к победе. Выбор пал на царя Талута (Саул), который принадлежал к еврейской знати. Тем не менее, никакими особенными качествами или заслугами Талут не обладал, что не могло не огорчать израильтян.
В этот самый момент евреям необходимо было сделать жизненно важный выбор, а именно подчиниться воле Всевышнего, проглотив свою гордость. По этому поводу Аллах говорит следующее: «Их пророк сказал им: «Знамением его царствия станет то, что к вам явится сундук с умиротворением (сакина) от вашего Господа»». (Сура аль-Бакара, аят 248)
Те, кто подчинился воле Аллаха и последовали за Саулом, в том числе молодой человек по имени Дауд (мир ему), были вознаграждены победой над войском Джалута.
Вторая история описывает хиджру Посланника Аллаха (мир ему) из Мекки в Медину. Эта история хорошо знакома. Пророк (мир ему) вместе с Абу Бакром бежали из Мекки от погони мекканских «охотников за головами» и прятались на протяжении нескольких дней в горах и пещерах.
В один момент мекканские язычники почти настигли беглецов и близко подошли к пещере, в которой укрывались Посланник Аллаха (мир ему) и Абу Бакр. Абу Бакр отчетливо видел преследователей и стоило кому-нибудь из них опустить свои глаза к земле, то укрытие обязательно раскрылось бы.
В этот момент чтобы поддержать своего друга, Посланник Аллаха (мир ему) говорит, что они не одни в этой пещере, поскольку Аллах с ними. Сердце, наполненное спокойствием от Аллаха, не страшится перед вызовами реальности, но остается стойким в своей вере и следовании воле Аллаха.
Аллах Всевышний говорит: «Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах — с нами». Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие…» (Сура ат-Тауба, аят 40)
Третья история настолько важна и содержит так много уроков для верующих, что в ней слово сакина употребляется трижды на протяжении всей суры. В суре аль-Фатх, Аллах говорит о худайбийском соглашении. В VI веке хиджры Посланник Аллаха (мир ему) вместе с 1400 сподвижниками принял решение совершить Умру. Они были облачены в ихрам и не имели с собой оружия. Даже небольшой отряд мекканцев легко мог помешать им попасть в Мекку и нанести серьезный урон.
Тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему) так быстро ответили на его призыв говорит о крайней степени доверия и любви к Посланнику Аллаха (мир ему). В группе паломников находились, также, женщины и дети. Аллах так упоминает это событие: «Он — Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера укрепилась». (Сура аль-Фатх, аят 4)
Мусульмане были остановлены в местечке под названием Худайбийя. Отсюда Пророк (мир ему) отправил в Мекку Усмана бин Авфана (да будет доволен им Аллах) в качестве представителя мусульман на переговоры с главами мекканских племен. В его отсутствие стали распространяться слухи, что Усман убит.
Мусульмане поспешили принести клятву Пророку (мир ему), что они готовы мстить за смерть Усмана. Помните, что они были абсолютно не готовы к битве? Однако ими двигала преданность Посланнику Аллаха (мир ему). Аллах сказал по этому поводу: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой». (Сура аль-Фатх, аят 18)
В конце концов договор был принят. Условия договора были против мусульман. Когда дело дошло до подписания, курайшиты возразили против того, чтобы называть в договоре Аллаха Милостивым и Милосердным (ар-Рахман и ар-Рахим). Они также запретили называть Пророка (мир ему) Посланником Аллаха.
Аллах Всевышний говорит: «Вот неверующие поместили в своих сердцах заносчивость — заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал Своему Посланнику и верующим покой…» (Сура аль-Фатх, аят 26). Хоть условия договора были крайне невыгодны для мусульман, тем не менее они его подписали. В результате Аллах назвал этот договор победой мусульман.
Последняя кораническая история, в которой упоминается сакина – сражение при Хунайне. После взятия Мекки, Хунайн был первым сражением, в котором число мусульман превосходило число неприятеля. Некоторые сподвижники вспоминают тот день, когда они были уверены, что не проиграют сражение из-за недостатка воинов. Однако, как только началась битва, их ряды были разбиты и началась общая паника.
Как только Пророк (мир ему) отдал приказ сгруппироваться вокруг него, в битве наступил перелом и мусульмане одержали победу. Аллах так описывает эти события: «Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим…» (Сура ат-Тауба, аят 25-26)
Удивительно, что по всему тексту Корана спокойствие от Аллаха следует за тяжелыми испытаниями, как будто одно без другого существовать не может. Нам известно, что жизнь полна трудностей и испытаний. Эти испытания не противопоставляются внутреннему спокойствию, наоборот, они являются шагом к достижению спокойствия.
Используйте эти испытания как причину для поминания Аллаха, ищите Его довольства, стремитесь приблизиться к Нему и Аллах наполнит ваше сердце спокойствием и умиротворением.
Islam-today