В одной из деревень близ Балха жил ткач-захид (аскет). Однажды шейх Шакик аль-Балхи рахматуллахи ‘алейхи услышал об этом ткаче и пошел проведать его.
Захид, увидев шейха, пригласил его в дом и сказал: «О шейх, я много слышал о тебе и поэтому люблю тебя, даже если раньше ты ни разу не приходил сюда. Ты порадовал нас своим визитом».
Шейх увидел в доме аскета ткацкий станок. Кроме этого, он увидел гвоздь, прибитый к потолку. Он спросил: «Что это?»
Захид ответил: «Это стержень истикамата (преданности, верности)».
Затем шейх увидел нить, натянутую от гребня к гвоздю, и спросил: «А это что?»
Захид ответил: «Это – хаблюллах, то есть нить, ведущая к Всевышнему Аллаху».
Всевышний Аллах сказал:
وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّـهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا ۚ
«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь» (Ãли Имран, 103).
Это значит, что во всех своих делах надобно уповать на Аллаха Табарака ва Та‘аля, не просить помощи ни у кого, кроме как у Аллаха.
Захид имел в виду: «Подобно тому, как эта нить привязана к гвоздю, я не могу просить помощи ни у кого, кроме как у Аллаха, и даже в своем ремесле я поклоняюсь Ему».
Поучительные истории о хазрати Али (р.а): «Мое милосердие ради Аллаха»
Шейх спросил: «Для чего этот камыш?»
Захид ответил: «Это – йакын, моя убежденность. Когда я провожу этим камышом с одной стороны на другую, я не сомневаюсь, что получу пропитание».
Шейх увидел: «Для чего нужно дерево, куда заворачивают ткань?»
Захид сказал: «Это – моя надежда, в нее я словно заворачиваю свою жизнь». Он сравнил дерево, куда заворачивается ткань, со своей жизнью, ведь день окутывается ночью, а ночь – днем, что свидетельствует об истечении срока его жизни. Он вновь посмотрел на гребень и спросил: «Зачем это нужно?»
Захид ответил: «При помощи него я подкрепляю свое поклонение и дела благочестия». Шейх спросил: «Для чего нужны эти две нитченки над твоей головой?» Захид ответил: «Одна из них означает день, а другая – ночь мою».
Шейх увидел педали ткацкого станка и спросил про них: «Что означают дощечки под твоими ногами?» Захид ответил: «Одна из них – страх мой, а другая – надежда, так как иногда я живу страхом, а иногда – надеждою». Шейх увидел, как тот стал завязывать нити, и спросил: «Что же это?»
Захид сказал: «Вервь моей жизни». Шейх сказал: «Не оставляй этого дела, которому ты посвятил всю жизнь, так ты будешь благочестив перед Аллахом, и тебя введут за это в Рай». Разговор шейха и ткача – знамение людям размышляющим и разумеющим.
Это интересно: 4 удивительные истории из жизни великих исламских ученых
Согласно «Кыссаи Рабгузи», спустя сорок пять лет после смерти Адама ‘алейхис-салям, Шис стал пророком. Многие из потомков Адама и джиннов последовали ему.
Ему была ниспослана книга из пятидесяти сухуфов (страниц), содержащая мудрости и знания о ремеслах, а также основы таких наук, как риязат (наука о воздержании от страстей, еды и питья) и химия, причем нормы шариата были такими же, как и при Адаме ‘алейхис-салям.
Он очень старался сохранить свет Мухаммада Мустафы ﷺ. По указанию Адама ‘алейхис-салям и Джабраиля ‘алейхис-салям он женился на девушке по имени Нахваиль. Эта девушка была очень красивой, по красоте похожей на Хавву.
Шис ‘алейхис-салям стал мужем Нахваиль в доме из желтого яхонта. Нахваиль забеременела, и свет от Шиса перешел к Нахваиль. Когда Нахваиль была в положении, отовсюду слышала голос: «О Нахваиль, свет Мухаммада Мустафы ﷺ благословенен, и тебе вверено хранить этот свет своей преданностью, а шайтан окован в цепи».
У нее родился сын по имени Ануш. Имя Ануш означает «садыйк» (искренний, правдивый, бескорыстный). Когда Ануш достиг совершеннолетия, Шис ‘алейхис-салям дал ему завет хранить свет пророка Мухаммада Мустафы ﷺ: «Я завещаю тебе: не растрачивай этот свет, кроме как в поклонении Всевышнему Аллаху, бережно храни его, не прибегай к запретному».
Говорят, что пальмовое дерево посадил Ануш. Когда ему исполнилось девяносто лет, родился его сын по имени Кенан. Кенан значит «превосходящий». У Кенана было много детей, а сам он прожил девятьсот пятьдесят лет. Когда он приблизился к своему столетию, у него родился сын по имени Михляиль (Махалаил). Михляиль означает «раненый».
Говорится, что он прожил восемьсот сорок лет, а некоторые говорят – девятьсот десять. Во времена Михляиля численность людей очень выросла, они расселились по миру. Михляиль с детьми Шиса ‘алейхис-салям переселились в окрестности города Бабил (Вавилон), построили там город Сус. До них жители Суса обитали в горных пещерах.
Когда Михляилю исполнилось шестьдесят пять лет, у него родился сын по имени Яр, а когда Яру исполнилось сто шестьдесят два года, от жены по имени Бизура родился сын по имени Ахнух. Ахнух – это Идрис ‘алейхис-салям. Он прожил девятьсот шестьдесят два года. Во времена Идриса ‘алейхис-салям среди людей появились идолопоклонники. Аллах Табарака ва Та‘аля ниспослал Идриса ‘алейхис-салям пророком, чтобы он призвал идолопоклонников к вере и истине.
«Кысасуль-анбия. История пророков»
Все фото: elements.envato.com