После этого аята Пророк ﷺ никогда больше не вспоминал о своих родителях

Фото: shutterstock.com.
وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ (116)
«Они (иудеи и христиане) сказали: «У Аллаха есть сын». Пречист Он (от всех недостатков)! Нет, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все покорно Ему Одному» (Бакара, 116).
Данный аят был ниспослан в отношении иудеев, говоривших «Узейр – сын Аллаха», а также христиан, которые говорили «Масих – сын Аллаха», и арабов-многобожников, которые говорили «Ангелы – дочери Аллаха» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31].
«Куда бы вы ни повернулись, там кибла...»
«Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха ﷺ. Мы не могли определить, где находится кибла, поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения. Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ. И тогда был ниспослан этот аят».
وَقَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ لَوْلاَ يُكَلِّمُنَا اللّهُ أَوْ تَأْتِينَا آيَةٌ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِم مِّثْلَ قَوْلِهِمْ تَشَابَهَتْ قُلُوبُهُمْ قَدْ بَيَّنَّا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ (118)
«Невежды (мекканские язычники) говорят (Пророку): «Почему бы Аллаху не поговорить с нами (напрямую, сказав, что ты – Его Посланник) или не явить нам знамение?». Подобные слова говорили и их предшественники. Их сердца (и способ мышления) похожи. Мы уже разъяснили знамения убежденным людям!» (Бакара, 118).
И хотя высказывалось мнение о том, что данный аят был ниспослан в отношении трех категорий людей: иудеев, христиан и многобожников, Табери отдал предпочтение следующему риваяту, переданному от Ибн Аббаса, в котором сообщается: «Иудей по имени Рафи ибн Хузейма (или Хураймиля) однажды сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Если ты действительно являешься посланником Аллаха, как говоришь, то пусть Аллах придет и поговорит с нами, чтобы мы услышали Его речь». В ответ на это и был ниспослан данный аят [Табери, Джамиуль-Байан, 1/407].
Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
«Или же вы (язычники) хотите (из упрямства) попросить вашего посланника (превратить холм Сафа в золото), как прежде они (иудеи) просили Мусу (показать им Аллаха)? Кто променяет веру на неверие (сочтя ложью явленные ему знамения и прося иного), тот, несомненно, собьется с прямого пути»
إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلاَ تُسْأَلُ عَنْ أَصْحَابِ الْجَحِيمِ (119)
«Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» (Бакара, 119).
Ибн Аббас и Мухаммад ибн Ка`б аль-Курази рассказывали: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ах, если бы я знал, что (происходит) с моими родителями?». Был ниспослан аят «Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и тебя не спросят об обитателях Ада (почему они не уверовали)». Тем самым было запрещено спрашивать о состоянии тех, кто умер неверующими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64; Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/122].
Сура Бакара: Коран от Мухаммада ﷺ или от Аллаха?
Когда иудеи увидели, что мусульмане совершают намаз в другую сторону, то не в силах вынести изменения направления, из зависти и злобы, сказали: «...Сегодня он говорит одно, а на завтра отказывается от своих слов. Это вовсе не Коран, Мухаммад все это говорит от себя. Разве вы не видите, что это противоречивые слова».
В риваяте, переданном от Табери, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ трижды повторил это свое желание, однако, когда данный аят запретил это, посланник Аллаха ﷺ никогда в жизни больше не вспоминал о своих родителях [Табери, Джамиуль-Байан, 1/409].
Мукатиль говорил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы Аллах ниспослал иудеям угнетение, то они обязательно бы уверовали».
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «...и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64].
Читайте также:
-
Почему во время азана воют собаки?
Почему воют собаки, как только начинается чтение азана? Что с ними происходит? Спасибо. (Турция)
-
Ду’а для исправления дефектов речи
Пророк Муса (мир ему) читал это дуа, чтобы исправить дефект речи. Кроме того, Пророк Муса (мир ему) совершал эту ду’а для избавления от злодеяний фараона, а также иных несчастий
-
Бог в Исламе
Люди имеют только одного Всевышнего - Аллаха. Аллах - центр мусульманской культуры, он никогда не имел сыновей и дочерей. Аллах вечен, един и неповторим - вот основные качества Всевышнего, о которых мы узнаем с первых страниц Корана.
Аллах является создателем и устроителем всего сущего. Он никогда не был рожден и не имел детей. Концепция всемогущества мусульманского божества строится на его неповторимости. Согласно писанию, никто не похож на Аллаха, и только он обладает качествами Бога. Все сущее не может существовать без Аллаха, он необходим и незаменим.
-
Уникальные кофейные традиции арабского общества
Хозяин дома всегда первым выпивает чашечку свежесваренного кофе, чтобы удостовериться в его хорошем вкусе перед тем, как подать гостям. Глава дома не может позволить запятнать свое имя, предложив гостям плохой кофе. Арабский кофе почти всегда без сахара, но в него добавляются различные специи, в частности, кардамон. Обычно кофе подается отдельно от всего, но может подаваться с финиками.
-
Четки: можно или нельзя?
Где-то прочитал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) редко пользовался четками и предпочитал совершать тасбих и тахлиль по суставам пальцев на руке, верно ли это?
-
6 слабостей, лишающих человека веры
Вера, одна важных ценностей любого человека, позволяющая ему возвыситься над всеми остальными творениями Всевышнего Аллаха, ее потеря же обретает человека на вечное несчастье в обоих мирах. Но даже будучи обладателями веры, стоит помнить, что на каждом шагу нас подстерегают козни и уловки Иблиса, живущего надеждами сбить нас с пути Истины.
-
Разрешено ли имаму брать деньги за прочтение никаха?
Если имам или простой мусульманин выдвинет условие выплаты ему материального вознаграждения...
-
Что должен сказать мусульманин, услышав сообщение о чьей-либо смерти?
Какое дуа нужно прочитать, когда слышишь весть о смерти кого-либо?