Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 5. Восхваление повелителя правоверных ‘Усмана б. ‘Аффана (да будет доволен им Аллах!)
Когда следующим после ‘Умара эмиром стал ‘Усман,
Со справедливостью и правосудием принимал он решения.
Поскольку в эмирстве он эту основу заложил,
Людей он на путь религии наставил.
Дела вершил с помощью Пречистого Корана
На пути Истинного (Хак) тот эмир внушительный.
Собрал он Коран и претерпел муки.
Хотя много усердствовал, большое сокровище унес.
Кто видел подобного ему ученого и совершающего деяния
С тех пор, как появилось мусульманство?
[Благой] нрав изливался из самости его,
Будто дождь, который идет с небес.
Перед достоинством его мужчины и женщины стеснялись.
Перед авторитетом его правители рабами становились.
В стыдливости, щедрости и верности
Подобного ‘Усману не появлялся никто [на свет], клянусь Аллахом!
Поскольку оставил он свое богатство и имущество,
От всего сущего он целиком освободился.
Посему был предводителем богобоязненных (имам аль-муттакин) ‘Усман,
Хранителем и учителем Корана он был.
Многие ночи провел он в молитве,
[Всем] сердцем и душой к Аллаху с мольбой обращался.
Влюбленный и правдивый на пути религии,
Наставляющий верующих женщин и мужчин.
Был он украшением мечети и михраба,
Среди хафизов был он владыкою.
Рудником кротости, воздержанности и богобоязненности был он,
Странником на пути к Истинному (Хак), ведущим поиск, [был он].
Поскольку сражался он и, в конце концов, стал мучеником,
Мученической смертью погиб тот обладатель чистого взора.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017