В час, который определен Аллахом, человек умирает. Смерть неизбежна, и она случится с каждым из нас. Мы часто игнорируем тот факт, что нам придется расстаться с этим миром, жизнь кажется бесконечной, а смерть – нереальной. Но, как гласит латинская поговорка, memento mori – помни о смерти. Ислам призывает человека помнить о смерти, о бренности бытия, что делает его жизнь и его поступки осмысленными. Жизнь человека – всего лишь краткий миг, во время которого люди не могут сполна получить справедливую награду или возмездие за свои поступки, совершенные в течение всей жизни. Смерть же – путь к ахирату, миру вечному, к которому мы должны прийти с полным осознанием и определением истины. Коран и хадисы напоминают нам о смерти, но не со страхом и отречением от этого мира, а с осмыслением каждого поступка, слова, намерения, за которое мы предстанем перед Всевышним. Удивительно, что осознание неизбежности смерти заставляет по-другому смотреть на жизнь и жить по-другому.
«Каждая душа вкусит смерть, но только в День воскресения вы получите вашу плату сполна. Кто будет удален от Огня и введен в Рай, тот обретет успех, а земная жизнь — всего лишь наслаждение обольщением» (3:185).
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет» (31:34).
Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час(16:61).
О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток. Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников». Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете (63:9-11).
Когда же смерть подступает к кому-нибудь из них, он говорит: «Господи! Верни меня обратно. Быть может, я стану совершать праведные поступки, которые я отбросил». Но нет! Это — всего лишь слова, которые он произносит. Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они будут воскрешены. А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга. Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне. Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться. Разве вам не читали Мои аяты, а вы считали их ложью? Они скажут: «Господи! Наше злосчастие одолело нас, и мы оказались заблудшими людьми. Господи! Выведи нас отсюда. И если мы вернемся к грехам, то действительно будем беззаконниками». Он скажет: «Оставайтесь здесь с позором и не говорите со Мной! Воистину, некоторые из Моих рабов говорили: «Господи! Мы уверовали. Прости же нас и помилуй, ибо Ты — Наилучший из милосердных». Вы же насмехались над ними, пока не забыли Мое Напоминание. И вы смеялись над ними. Сегодня Я вознаградил их за то, что они проявили терпение. Воистину, они являются преуспевшими». Аллах скажет: «Сколько лет вы пробыли на земле?» Они скажут: «Мы пробыли день или часть дня. Лучше спроси тех, кто вел счет». Он скажет: «Вы пробыли немного, если бы вы только знали. Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:99-115).
Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины, и чтобы не уподоблялись они тем, которым Писание было даровано прежде, чьи сердца почерствели по прошествии долгого времени и многие из которых являются нечестивцами? (57:16).
Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял меня за плечи и сказал: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник».
(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил: «Если ты дожил до вечера, то не жди ( что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди(, что доживёшь) и до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни — (то, что пригодится) для твоей смерти» (Аль-Бухари).
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Непозволительно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не написав завещания. (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия аль-Бухари)
В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):
…проводить три ночи…
Ибн Умар сказал:
С тех пор, как я услышал (слова) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал это, я не провёл и ночи, не имея (составленного мной) завещания.
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил (несколько) линий и сказал: «Это надежды человека, а это его срок, и в то время, как находится он в подобном положении, неожиданно подходит к нему ближайшая линия» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, начертил прямоугольник, (потом) он начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) он начертил (несколько) маленьких линий (,доходящих) до той (линии), которая была посередине, после чего сказал: «Это — человек; то, что его окружает, есть его срок, то, что выходит за пределы (прямоугольника), — его надежды, а эти маленькие чёрточки — превратности судьбы, (которые его постигают,) и если минует его одно, то схватит зубами другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
(Старайтесь) совершать (праведные) дела прежде, чем (стрясётся с вами что-либо из) семи (напастей). Разве дождётесь вы (чего-нибудь иного,) кроме бедности, которая заставит забыть (обо всём), или развращающего богатства, или приводящей в расстройство болезни, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи, или скоропостижной смерти, или Антихриста, который является наихудшим из того зла, которого можно ожидать, или же Часа этого, который будет более тяжким и горьким(, чем бедствия мира этого)? (ат-Тирмизи).
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Почаще вспоминайте о прерывающей наслаждения!», — имея в виду смерть (ат-Тирмизи).
Сообщается, что Убайй бин Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал:
Когда проходила треть ночи, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вставал ото сна и говорил: «О люди, поминайте Аллаха! Настало (время) первого трубного гласа, за которым последует второй! Пришла смерть со всем, что ей присуще, пришла смерть со всем, что ей присуще!»
Однажды я сказал ему: «О посланник Аллаха, поистине, я часто молюсь за тебя, но сколько из них (мне следует посвящать) тебе?» Он сказал: «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А половину?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А две трети?» Он ответил: «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я сказал: «(Тогда) я буду воздавать мольбы только за тебя!» (На это) он сказал: «В таком случае ты будешь избавлен от тревог, и грехи твои простятся тебе!» (ат-Тирмизи).
Cайда Хайат