«Упомяни в Книге про Исмаиля. Поистине, он был правдивым в обещаниях [всегда выполняя их в срок] и был посланником и пророком. И он велел своей семье [и своему народу] совершать намаз и выплачивать закят. Его Господь был доволен им» (Марьям», 54-55).
Исмаил (а.с.) является одним из тех пророков, которые упомянуты в Коране. Он − символ покорности и преданности Господу. Он предстает перед нами вначале, как благая весть, затем как испытание для своего отца Ибрахима (а.с.) и матери Хаджар, а также для своей духовной матери Сары. Благословенный мальчик Исмаил стал радостной вестью для убеленного сединами старца Ибрахима (а.с.), но он был не концом, а началом всего. За ним должен был еще появиться Исхак (а.с.), матерью которого станет Сара. Из рода пророка Исмаила (а.с.) явится последний пророк Мухаммад (с.а.с.), а потомками Исхака (а.с.) будут пророки Якуб, Юсуф, Муса, Харун и множество других пророков и посланников, мир им.
Ибрахим (а.с.) молился Аллаху о рождении у него праведного сына. Аллах принял его молитву и одарил его Исмаилом (а.с.). Пророк Ибрахим (а.с.) выразил свою благодарность Господу такими словами:
«Хвала Аллаху, Который подарил мне на старости лет Исмаиля и Исхака [когда я уже потерял надежду иметь детей]. Поистине, мой Господь слышит [и принимает] мольбы» (Ибрахим», 14:39).
Вот мы словно видим эту семью, бредущую по пескам пустыни по дороге к Мекке. На песке ненадолго остаются еле заметные следы пророка Ибрахима (а.с.) и измученной матери Хаджар с ребенком на руках. И этот ребенок: Исмаил (а.с.).
Эта маленькая группа трогается в путь и останавливается по указаниям Аллаха и движется в сторону Хиджаза. Везде лишь горячие пески и безводье.
Согласно повелению Всевышнего Аллаха, достопочтенный Ибрахим (а.с.) оставил свою жену Хаджар и сына Исмаила (а.с.) под огромным деревом недалеко оттого места, где будет возведена Кааба. Рядом с ними он положил кожаную торбу с хурмой и немного воды.
Когда Ибрахим (а.с.) собрался уходить, Хаджар спросила у него: «О, Ибрахим! Куда ты уходишь, оставив нас в этой безводной и безлюдной долине? Это Аллах велел тебе здесь нас оставить?» После ответа Ибрахима (а.с.): «Да, Аллах повелел», Хаджар произнесла, уповая на Аллаха: «Если так, то Аллаха нам достаточно. Он нас защитит».
Пророк Ибрахим (a.с.) произнес такую молитву, обратившись лицом к Бейтуллаху (Каабе):
«Господь наш! Я поселил часть потомства в [бесплодной] долине, где нет злаков [там нельзя выращивать полезные растения], у Твоего Заповедного дома [Каабы]. Господь наш! Пусть они [полноценно] выполняют намаз. Наполни сердца людей любовью к ним [к моей семье, которую я поселил в Мекке, и к их потомкам] и надели их [различными] плодами [которые произрастают в соседних регионах и привозятся из других стран], чтобы они были благодарны [Тебе]» (Ибрахим, 37).
Прошло много дней. Вода и хурма закончились. Вокруг никого не было. Ребенок плакал, просил пить. Беспокоясь за жизнь своего ребенка, Хаджар бегала между холмами Сафа и Марва в надежде отыскать воду и молилась Аллаху. Так испытывались ее терпение и покорность Аллаху. Оплатой за ее терпение и стойкость стал родник Зам-зам, а Сафа и Марва стали великими символами.
А вслед за этим снова испытание и снова покорность. Когда отец говорил Исмаилу:
«Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь [об этом]?» [Исмаиль] Ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (Ас-Саффат, 102).
Вот это и есть показатель чистой покорности в таких прекрасных словах. Есть и воздаяние за эту преданность: Курбан, Кааба, Хадж.
«И вот Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома [Каабы – фундамент, оставшийся от Адама, а затем, воздвигнув стены, они обратились к Аллаху с мольбой]: «О наш Господь, прими от нас [строительство Каабы]! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий. Господь наш! Сделай нас [искренне] покорными Тебе, а из нашего потомства [сделай] – общину, покорную [только] Тебе. Покажи нам обряды поклонения и прими наше покаяние. Поистине, Ты – Принимающий покаяние, Милующий» (Аль-Бакара, 127-128).
Наш Пророк (с.а.с) говорил, что он − результат этой молитвы. Несомненно, он услышал призыв, прозвучавший в Коране: «Помяни в Писании Исмаила. Поистине, он был правдивым в обещаниях и был посланником и пророком» (Марьям», 54).
Это и есть кораническое повествование о жизни одного из посланников, приведенное в качестве примера для подражания.
В приведенном в начале статьи аяте есть указание на важность умения держать свое слово. Восхваляется исключительная готовность пророка Исмаила (а.с.) исполнить данный обет.
Исмаил (а.с.) стремился исполнять свой пророческий долг с абсолютной покорностью повелениям своего Господа. Он всегда дорожил благами, данными Аллахом, был прекрасен душой и чист сердцем, поэтому заслужил довольство Аллаха. Он призывал свой народ совершать намаз, являющийся опорой религии, и выплачивать закят для обеспечения общественной взаимопомощи.
Благословенный Исмаил (а.с.) безропотно положил свою шею под нож, готовый стать жертвой ради покорности Аллаху и уважения к своему отцу. Для нашей молодежи это является прекрасным образцом имана, послушания и преданности. Аллах не оставит на полпути человека, проявившего такую покорность и преданность. Он для него друг и помощник. Ведь самое лучшее поклонение − это проявление покорности сотворившему нас Аллаху, Господу миров.
Да будет мир Исмаилу (а.с.) и тем, кто за ним последовали…