С именем Аллаха!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Рамадан – месяц Аллаха. В этот благословенный месяц Господь щедро одаривает каждого, кто постится и совершает другие виды поклонения.
1. Пост – это период духовного роста и очищения физического тела. Человек становится менее озабоченным вопросами услаждения своего тела, больше думает о своих взаимоотношениям с Аллахом, а также с окружающими его людьми.
2. Пост способствует пересмотру обычного образа жизни и питания. Ведя здоровый образ жизни, человек учиться быть сдержанным, у него формируются правильные жизненные установки, развивается дисциплина.
3. Пост воспитывает уважение к еде. Познав голод и жажду, человек будет более осмотрительным в отношении оставленных крошек на столе, не станет расточительствовать питьевой водой.
4. Пост развивает жалость и сострадание к голодным и обездоленным. Это вдохновит человека делать материальные пожертвования, уменьшит социальное напряжение в обществе.
5. Пост благоприятно воздействует на общество в целом. В месяц милосердия и прощения люди больше заботятся друг о друге. Все в одно время принимают пищу, в одно время молятся (таравих-намаз).
6. Пост – это время расставания с плохими привычками, а также улучшить свой характер. Пост и богобоязненность – неразрывные вещи. Пост не ограничивается только отказом от еды и питья, а также половых сношений.
Мусульманин должен оберегать себя и от всего того, что может вызвать недовольство Аллаха, что благоприятно скажется на его нраве. Это сторона поста малозаметная, но плоды ее самые тяжелые. Поэтому остановимся на этом более подробно.
Аллах сказал: «О верующие! Предписан вам пост [в месяц Рамадан] так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (аль-Бакара, 183).
Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься, высказыванием: «чтобы вы стали богобоязненными». Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное.
Табиин Тальк ибн Хабиб (рахимахуллахи) дал такое определение богобоязненности: «Такуа – это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на награду от Аллаха. Богобоязненность – это оставление непокорности Аллаху, на основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха».
Другой табиин – Саид ибн Джубайр (рахимахуллахи) говорил: «Поистине, страх перед Аллахом – это то, что становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха (зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много читает Коран!»
От Абу Хурайры (р.а.) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Пост – это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия!» (Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким).
Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его поста, кроме голода» (Ибн Маджа).
Также, Пророк Мухаммад (ﷺ) подытожил: «Если человек не перестал говорить и совершать скверное, Аллах не нуждается в его голоде и жажде» (Бухари).
В этот священный месяц постящемуся следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху, а также терпеливо сносить обиды, ни с кем не ссориться, не повышать голос. Если постящегося обругают, то ему следует кратко сказать: «Я соблюдаю пост», как сказано об этом в хадисе: «Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: «Поистине, я пощусь» (Бухари, Муслим).
Также следует сторониться грехов и потуплять свой взор при виде запретного. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Глаза троих, в Судный день не увидят Огня: глаза, плакавшие из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещенного Аллахом» (Ибн Асакир).
Таким образом, постящийся человек строит определенные взаимоотношения со своим телом, едой, людьми и, конечно же, со Всевышним Аллахом. Творец ни в чем не нуждается, но хочет, чтобы каждый стал лучше, чище и сильнее. Господь миров желает Рая для Своих рабов, которые постились в этот священный месяц и удерживали себя от всего того, что вызывает гнев Аллаха с надеждой на Его прощение и довольство.
Всевышний Аллах сказал:
«Ешьте чистую пищу, которой Мы наделили вас, но не переходите в этом границы дозволенного [будучи неблагодарными], иначе вас постигнет Мой гнев. А каждый, кого постигнет Мой гнев, погибнет [будет в Аду]» (Та Ха, 81).
От Ибн Масуда (да будет доволен Аллах им и его отцом) сообщается, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, пост – это аманат (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!» (аль-Хараиты).