Нельзя отказываться от обретения знаний и изучения наук, говоря, что знания не оказывают на тебя никакого воздействия. Придет день, и полученные знания начнут приносить пользу. Благодаря знаниям верующий станет чаще обращаться с мольбой к Аллаху.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, посланник Аллаха ﷺ сказал: «Йа Рабби! Дай мне воспользоваться тем, чему Ты меня научил. Научи меня знаниям, которые принесут мне пользу, умножь мои знания, каким бы ни было мое положение, хвала Аллаху! Ищу защиты у Аллаха от мучений в Аду».
Читайте также: Намерение лучше действия?
Отказ от знаний – это самый большой урон для мусульманина. Однажды к Абу Хурайре пришел некий человек и сказал:
– Я хочу обрести знания, но с другой стороны, я боюсь их растерять.
В ответ на это Абу Хурайра сказал:
– Твой отказ от знаний указывает, что ты их растерял. Плохо, когда человек ничему не хочет учиться, не интересуется знаниями.
Однажды у ‘Абдуллаха ибн Мубарака спросили: «До какого времени нужно учиться?» Он ответил: «До тех пор, пока он считает, что невежество – это плохо».
Когда ‘Абдуллах ибн Мубарак лежал на смертном одре, сидящий рядом с ним человек разъяснял религиозные вопросы и записывал. Кто-то спросил:
– О ‘Абдуллах! Неужели и на смертном одре ты хочешь знаний?
Он ответил:
– Может быть, я научусь тому, чего не знаю, и это принесет мне пользу.
‘Алимы сказали, что намаз и пост-ураза обязательны в определенное время. А приобретение знаний всегда является фардом. Об этом свидетельствуют слова: «Учитесь от колыбели до могилы».
Аллах повелел пророку Дауду (а.с.): «О Дауд! Сделай себе обувь и трость из железа. Затем ищи знания до тех пор, пока твоя обувь не износится, и пока твоя трость не сломается».
Мусульманин не должен отставать в обретении знаний. Своему Пророку ﷺ, которого знал лучше всех, Всевышний в аяте повелел молиться со словами:
«Господь мой! Увеличь мои знания!» (Та Ха, 114).
У ‘Абдуллаха ибн Мубарака спросили:
– О ‘Абдуллах! Если Аллах сообщит тебе, что к вечеру ты умрешь, чем ты займешься в тот день?
Ибн Мубарак ответил:
– Я бы постарался обрести знания. Аллах даровал Своим пророкам всё, но не велел им желать большего, чем было дано. Однако, даровав ему знания, Он велел желать еще большего. Он велел ему говорить: «Господь мой! Увеличь мои знания!»
Сырры Шекати говорил: «Знания превыше любых сокровищ этого мира. Если раздать мирские сокровища, они закончатся. Однако если тратишь знания, то они лишь приумножатся. Знания защищают их владельца от всяких бед. Имущество же может стать причиной бед и несчастий. Знания – это светильник, освещающий путь. Кто проходит по этому пути, те пользуются их светом. При этом их самих не становится меньше»(«Хулясатуль-Хакаик»).
Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама