Опора религии: достоинства совершения обязательных намазов

В Благородном Коране сказано:

إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا

«Поистине, намаз предписан верующим в определенное время». «Ан-Ниса / Женщины», 4:103

В хадисах о достоинствах обязательных намазов сказано:

خَمْسُ صَلَوَاتٍ كَتَبَهُنَّ اللَّهُ عَلَى الْعِبَادِ فَمَنْ جَاءَ بِهِنَّ وَلَمْ يُضَيِّعْ مِنْهُنَّ شَيْئًا اسْتِخْفَافًا بِحَقِّهِنَّ كَانَ لَهُ عِنْدَ اللَّهِ عَهْدٌ أَنْ يُدْخِلَهُ الْجَنَّةَ، وَمَنْ لَمْ يَأْتِ بِهِنَّ فَلَيْسَ لَهُ عِنْدَ اللَّهِ عَهْدٌ إِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ، وَإِنْ شَاءَ أَدْخَلَهُ الْجَنَّةَ

Передается от Убады бин ас-Самита: «Всевышний Аллах предписал Своим рабам совершение пятикратного намаза. Тому, кто совершит эти намазы, соблюдая все условия и адабы, не упустив ничего из них, Всевышний Аллах обещал ввести его в Рай. И нет обещания Аллаха тому, кто не совершает намаз должным образом, как это от него требуется. Если Он пожелает, то подвергнет его наказанию, а если пожелает, введет в Рай» (Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан).

В другом своем изречении Посланник Аллаха ﷺ говорит:

مَثَلُ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسِ كَمَثَلِ نَهْرٍ عَذْبٍ غَمْرٍ عَلَى بِبَابِ أَحَدِكُمْ، يَقْتَحِمُ فِيهِ كُلَّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ فَمَا تَرَوْنَ ذَلِكَ يُبْقِي مِنْ دَرَنِهِ، قَالُوا لَا شَيْئَ، قَالَ صَلَّي اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمْ: فَإِنَّ الصَّلَوَاتِ الْخَمْسَ تُذْهِبُ الذُّنُوبَ كَمَا يُذْهِبُ الْمَاءُ الدَّرَنِ

Передается от Джабира: «Тот, кто совершает пять обязательных молитв, подобен тому, кто пять раз в день купается в полноводной реке, протекающей возле его дома. Разве останется после этого на его теле хоть какая-то грязь? Нет, не останется. Таким образом, подобно тому, как вода смывает всю грязь, так и пять намазов очищают от прегрешений» («Сахих» имама Муслима).

Интересно: Вместе с этим человеком будут совершать намаз ангелы

Также в хадисе сказано:

إِنَّ الصَّلَوَاتِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَيْنَهُنَّ مَا اُجْتُنِبَتِ الْكَبَائِرُ

Передается от Абу Хурайры радыяллаху ‘анху: «Поистине, если человек остерегается больших грехов, пять обязательных намазов станут для него искуплением малых прегрешений, которые совершаются между ними» («Сахих» имама Муслима).

بَيْنَنَا وَبَيْنَ الْمُنَافِقِينَ شُهُودُ الْعَتْمَةِ وَالصُّبْحِ لَا يَسْتَطِيعُونَهُمَا

Передается от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба:

«Наше отличие от лицемеров в совершении утреннего и ночного намаза коллективно. Для них это дается тяжело» (имам Малик).

Также в хадисе сказано:

مَنْ لَقِيَ اللَّهُ وَهُوَ مُضَيِّعٌ لِلصَّلَاةِ لَمْ يَعْبَأِ اللَّهُ بِشَيْئٍ مِنْ حَسَنَاتِهِ

Передается от Анаса радыяллаху ‘анху: «Всевышний Аллах не примет благодеяния того, кто встретил (познал) Аллаха, но был небрежен к своим намазам» (Табарани).

В другом хадисе сказано:

الصَّلَاةُ عِمَادُ الدِّينِ فَنَنْ تَرَكَهَا فَقَدْ هَدَمَ الدِّينَ

Передается от Умара радыяллаху ‘анху: «Намаз – опора религии, тот, кто оставит его, поистине, разрушит свою религию» (Байхаки).

سُئِلَ رَسُولَ اللَّهِ أَيُّ الْأَعْمَالِ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ: الصَّلَاةُ لِوَقْتِهَا

Передается от Ибн Мас‘уда радыяллаху ‘анху: «У Посланника Аллаха  спросили: «Какое из деяний самое достойное?»

Он ответил: «Намаз, совершенный вовремя» (имам аль-Бухари; имам Муслим).

مَنْ حَافَظَ عَلَي الْخَمْسِ بِإِكْمَالِ طُهُورِهَا كَانَتْ لَهُ نُورًا وَبُرْهَانًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَمَنْ ضَيَّعَهَا حُشِرَ مَعَ فِرْعَوْنَ وَهَامَانَ

Передается от Абдуллаха ибн Амра радыяллаху ‘анху: «За того, кто станет совершать омовение совершенным образом, и читать все пять ежедневных молитв, в Судный день его намаз станет для него светом, спасением и доказательством. Тот же, кто не будет совершать намазы, окажется вместе с Фараоном и Хаманом» (имам Ахмад).

Также Посланник Аллаха ﷺ говорил:

مِفْتَاحُ الْجَنَّةِ الصَّلَاةُ

Передается от Джабира: «Ключ от Рая – намаз» (Таялиси).

В другом хадисе сказано:

مَا افْتَرَضَ اللَّهُ عَلَي خَلْقِهِ بَعْدَ التَّوْحِيدِ أَحَبَّ إِلّيْهِ مِنَ الصَّلَاةِ وَلَوْ كَانَ شَيْئٌ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْهَا لَتَعَبَدَّ بِهِ مَلَائِكَتَهُ: فَمِنْهُمْ رَاكِعٌ وَمِنْهُمْ سَاجِدٌ وَمِنْهُمْ قَائِمٌ وَقَاعِدٌ

«После таухида (единобожия) Всевышний Аллах не сделал обязательным другой вид поклонения, кроме намаза. Если бы для Него был ближе какой-то другой вид поклонения, то поистине ангелы поклонялись бы этим видом поклонения. Поистине, одни из ангелов постоянно прибывают в состоянии поясного поклона, другие находятся в состоянии земного поклона, третьи выстаивают в состоянии каим, другие в состоянии ка‘да».

Тот, кто совершит омовение прекрасным образом с целью пойти на намаз, будет считаться совершающим намаз, пока его намерение не исполнится.

Он получит награду за каждый свой шаг, а также за каждый его шаг будет стерто одно его прегрешение. Тот, чей дом находится дальше всех от мечети, получит больше всех награду за намаз.

Учимся читать намаз: 3 ракаата фарда вечернего намаза (для женщин)

В другом хадисе сказано:

رُويَ أَنَّ أَوَّلَ مَا يُنْظَرُ فِيهِ مِنْ عَمَلِ الْعَبْدِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ الصَّلاةُ فَإِنْ وَجِدَتْ تَامَّةً قُبِلَتْ مِنْهُ وًسًائِرُ عَمَلِهِ وَإِنْ وُجِدَتْ نَاقِصَةً رُدَّتْ عَلَيْهِ وَسَائِرُ عَمَلِهِ

«Поистине, первым из деяний, за который будет спрошен раб Аллаха, будет намаз. Если в нем не будет недостатков, то все его деяния будут приняты. Если же окажется, что в его намазах есть недостатки, то и намазы, и другие деяния этого человека будут отвергнуты».

В другом хадисе Посланник Аллаха ﷺ велит Абу Хурайре радыяллаху ‘анху:

يَا أَبَا هُرَيْرَةَ مُرْ أَهْلَكَ بَالصَّلّاةِ فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِيكَ بِالرِّزْقِ مِنْ حَيْثُ لَا تَحْتَسِبُ

«О Абу Хурайра! Приказывай своей семье совершать намаз. Поистине, Всевышний Аллах дарует тебе пропитание оттуда, откуда ты не ожидаешь».

У того, кто не совершает намаз, не будут приняты нафили, пока он не восполнит фарды. Когда наступало время намаза, Абу Бакр радыяллаху ‘анху говорил: «Вставайте, чтобы потушить огонь, который вы сами разожгли».

Из книги «Ихья улюм ад-дин» имама аль-Газали (перевод Г.Ситдиковой)

Социальные комментарии Cackle