О чтении намаза за пределами родного города

Для того, чтобы как следует разъяснить этот вопрос необходимо выяснить, что же такое родина. Как известно, понятие «ватан» («родина»), как место пребывания мусульманина, бывает трех видов:

а) ватан асли: Это место, где человек родился и вырос или создал семью и планирует жить постоянно.;

б) ватан икамат: Это место, где человек планирует оставаться на период, превышающий 15 дней. Такое место называется «ватан икамат». Состояние сафари не распространяется на этот вид «ватана».

в) ватан сукна: Это место, в котором путник намерен оставаться меньше 15 дней, оно малозначительно. В таком месте человек считается сафари. Данный ватан никак не влияет на другие виды ватана. Во всех поездках, длящихся менее 15 дней и совершенных на расстоянии более 90 км, как только человек выезжает за пределы населенного пункта и все время, что он будет находиться в другом месте, человек считается сафари. Это состояние человека длится до момента его возвращения.

В отношении состояния сафари эти виды ватана могут быть изменены лишь на более серьезный. На более легкий меняться не могут. Поэтому то место, которое является для человека ватан асли, не может быть изменено из-за ватан икамат и ватан сукна. Это значит, что человек, находящийся в ватан икамат, не будет считаться мусафир, если вернется в ватан асли.

Приехав в то место, где человек родился и живет постоянно, или место, где живет постоянно его жена, он не считается сафари. Только если место, в которое человек едет, находится в 90 км, человек на время поездки считается сафари, но доехав, уже не считается. Поэтому, если в наше время человек выезжает из того места, где он исполняет служебные обязанности и едет в «ватан», где постоянно проживает его жена, или же едет в то место, где он родился, и где проживают его родители, то он должен читать намаз полностью. Например, если кто-то находится на государственной службе в г.Казань, а потом едет в свою деревню, где постоянно проживает его жена, он должен читать намаз полностью. Причем, это положение не зависит от того, превышает ли расстояние от города, где он служит, до деревни, где проживает его жена, расстояние, требующее статуса сафари или не превышает. Потому что в таком случае у человека имеется два «ватана». И каждый из них является ватан асли.

Если же в данном городе, селе или деревне у человека нет жены, а есть только участок земли, дом и прочее недвижимое имущество, то этот человек должен читать намаз в сокращенном виде. Потому что, хотя место, где человек родился и является его ватаном асли, но то место, где человек работает и живет постоянно, теперь стало его новым ватаном асли. Таким образом, мы понимаем, что если человек и его семья переезжают в другое место и перевозят туда свои вещи, то это новое место становится его новым ватаном асли. И, к примеру, если этот человек поедет по делам в свой прежний ватан асли, то он должен читать намаз в сокращенном виде.

Точно также, если человек уезжает из первого места, где исполнял должностные обязанности и поселяется в другом месте прохождения службы, то, приехав по делам в первое место, он должен будет читать намаз в укороченном виде. Потому что это первое место уже не будет являться для него ватаном. Потому что нынешний ватан всегда важнее предыдущего. Доказательством это является то, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) после переселения в Медину, приезжая в Мекку, считал себя сафари. Однако, если человек едет из места, где постоянно работает, в другое место, например, поедет из г. Казань в г. Н.Челны, а потом возвращается, то он должен читать намаз полностью. Потому что ватан икамат не может быть важнее ватана асли. Если человек уезжает из того места, где родился, или из того места, где постоянно проживает его жена, в какое-то другое место для учебы, службы в армии или работы на срок, превышающий пятнадцать дней, это никак не меняет его ватан асли. Если же он вернется туда, то не будет считаться сафари, даже если пробудет там три дня. Потому что ватан икамат никак не меняет ватан асли.

Ватан икамат может быть изменен только ватаном асли, либо же другим ватаном икамат, либо путешествием (для холостых мужчин (муджарад)). Пусть даже между этими икаматами не будет срока сафара. То есть, например: если кто-то во время своего путешествия куда-либо, решает остаться там на год, и, пробыв там год, снова отправится в путь, и, прибыв в другой город, решит пробыть там как минимум пятнадцать дней, то в этом случае предыдущий город уже не будет считаться его ватан икамат, и вернувшись туда, человек не станет муким, напротив, для того, чтобы он смог считаться муким, ему необходимо снова вознамериться проживать там определенный срок. Но, поехав из ватан икамат на временную работу в течение срока, который вознамерились прожить в ватан икамат, на срок, меньший срока сафара, в место, находящееся в нескольких часах пути, и, вернувшись обратно, человек никак не изменяет своего ватана икамат. Поэтому, студенты, которые едут в город, где учатся, для сдачи экзаменов, в случае нахождения в городе на срок, менее пятнадцати дней, являются сафари. 

Если кто-то, не перевезя свою семью в другой город, женится на женщине из другого города, то оба этих города становятся для него ватан асли. В какой бы из этих городов человек ни поехал, он будет являться муким. Ватан икамат же может измениться в случаях, если человек едет в другой ватан икамат, или если человек выезжает оттуда в путешествие, или если человек возвращается в ватан асли. То есть человек, уехавший из своего ватана икамат, снова возвращается туда на срок, менее пятнадцати дней, считается сафари.

Когда сафари въезжает в свой город, то есть в город, где он постоянно проживает, должен читать намаз полностью, даже если не будет вознамериваться согласно месту проживания. К примеру, если человек, отправившийся в путешествие, будет вынужден приехать в место своего постоянного проживания, то он будет являться муким. Потому что это место является местом его проживания. И его состояние сафари, которое требует чтения намаза в сокращенном виде, отменяется. Это положение является действительным для тех, кто на протяжении трех суток (включая ночи) едет по делам в место своего постоянного проживания. Если же человек возвращается в город, где проживает постоянно, не преодолев при этом расстояния, дающего ему статус сафари, он должен вознамериться вернуться, и читать намаз полностью. Потому что в этом случае путешествие, требующее сокращения намаза, проделано не было. В таком случае человек должен читать намаз полностью в двух случаях: Если человек вознамеривается вернуться и возвращается в свой ватан, не проделав путешествия, необходимого для того, чтобы считаться сафари. Если человек, совершив путешествие, дающее человеку статус сафари, возвращается в город, где постоянно проживает, то до самого возвращения от должен читать намаз в сокращенном виде.

Примечание: если при чтении совместного намаза муким читает вслед за мусафиром, то мусафир должен прочитать два ракята и дать салам, а муким – не давать салам, а дочитать намаз до четвертого ракята. Прочитав четыре ракята намаза, он не должен больше ничего читать. Потому что он прочитал начало намаза вместе с имамом и таким образом обязательный кираат осуществлен.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle