В исламе улыбка и доброе приветствие являются сунной. Поскольку именно таким был и сам пророк Мухаммад (с.а.с.). Посланник Аллаха (с.а.с.) улыбался другим, но никогда громко не хохотал.
Ислам не запрещает радость, веселье, смех и юмор: это все уже заложено Всевышним в нашей человеческой природе. Сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы, но всегда он был серьезен и строг.
Имам Газали в своей книге «Ихья Улумуд-Дин», рассказывая о добродетели плача из страха перед Аллахом, упоминает аят «Пусть они мало смеются и много плачут». Также им приведены хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если бы вы увидели Рай и Ад, то мало бы смеялись и много плакали» (Муслим).
«Кто совершает грех, смеясь, тот войдет в Ад, плача» (Абу Нуайм). «Чрезмерный смех убивает сердце, и принижает достоинство верующего» (Тирмизи).
«Стоит удивляться тому, кто громко хохочет, не зная, доволен им Аллах или нет» (Абу Нуайм). «Смех в мечети – это тьма в могиле» (Дайлями).
Громкий хохот в исламе является макрухом. Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) спросил у Джабраиля (а.с) о том, почему Микаиль (а.с.) никогда не смеется. Джабраиль (а.с.) ответил: «Он перестал смеяться после того, как был сотворен Ад» (Ахмад ибн Ханбал).
В хадисах передается: «Ищите благо рядом с теми, кто приветлив» (Даракутни). Из другого хадиса известно: «Ангелы проклинают того, кто находится с хмурым лицом рядом со своим братом мусульманином» (Хатиб), а также «Просите блага у тех, кто обладает приветливым лицом» (Байхаки).
Кроме того, мусульманам нельзя смеяться над религией, священными для верующих людей вещами, поскольку такое поведение может привести к тому, что другой человек вообще отвернется от веры.
В исламе даже ради забавы не разрешается злословить, в том числе придумывая злые шутки, нарекать обидными прозвищами людей, даже просто ради забавы и смеха.
К сожалению, люди очень редко размышляют должным образом, прежде чем произнести что-то. Однако никогда, даже во время смеха и шутки, не стоит забывать, что каждое наше слово записывается и непременно будет предъявлено нам в День суда. Ведь грехи, которые мы породили своим языком, являются первопричиной многих бед.
В риваяте, переданном Бухари и Беззаром, сообщается, что когда посланник Аллаха (с.а.с.) видел тех, кто громко хохочет, говорил: «Если бы вы знали то, что знаю я, то мало смеялись бы и много плакали».
В хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.) сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и день суда, должен говорить благое или молчать».