4 вида знаний в исламе
Имам Азам Абу Ханифа (р.г.) говорил следующее: «Наилучшее знание - это когда осознаешь свое положение. А лучшее положение - это когда можешь его сохранить».
Некоторые говорили, что бывает четыре вида людей:
- Знает, и понимает, что знает. Это ученый, ему нужно следовать.
- Знает, но не понимает этого. Этот человек спит, его следует разбудить.
- Не знает, и понимает, что не знает. Этот человек невежда, его надо учить.
- Не знает, и не осознает этого. Он считает, что все знает. Это шайтан, от него нужно бежать.
Знания тоже бывают четырех видов:
- Знания, которые можно обрести и передать другим. Например, знания о шариате.
- Знания, которые невозможно обрести и нельзя рассказывать другим. Например, сокровенные знания Всевышнего.
- Знания, которым можно научиться, но нельзя научить им других. Это состояния познавших (ариф) и аулия.
- Знания, которые невозможно постичь, но о которых рассказывают люди. Например, тайные знания шейхов.
Имам Рази (р.а.)говорил так: «Если ученые будут питаться только халяльной пищей, то невежды будут питаться сомнительной пищей. Если ученые будут питаться сомнительной пищей, то невежды станут питаться харамом. Если ученые будут питаться харамом, то невежды станут испорченными».
Необходимо знать, что Всевышний создал людей, разделив их на две группы: ученых (алим) и невежд (джахиль). Настоящий ученый будет руководствоваться разумом и, читая страницы: «Воистину, мой Господь - на прямом пути» (сура «Худ», аят 56), не станет отворачиваться от установлений шариата, от повелений религии.
Настоящий ученый тот, кто не забывает услышанного. Понимая все явные и скрытые сведения, он осведомлен о закрытых и опосредованных значениях. Он не задает неприятных вопросов, не вмешивается во что-то, его не изучив как следует. Он не вынуждает никого стыдиться или сердиться. Если он говорит о чем-то, то вовсе не с намерением показать свое превосходство, а с целью пояснить истину.
Раньше бывало так, что некоторые люди, обладающие способностями, надеясь только на свои силы, не хотели слушаться устазов, выступали против них и отворачивались от своих учителей. Но в результате они сами лишались добрых молитв и теряли уважение. Поэтому тем, кто стремится к знаниям, нужно найти себе учителей среди таких ученых, которые обладают глубокими знаниями, открытой душой и добрым нравом, являются богатым источником наставлений, безбрежным морем добрых слов, бескрайними просторами красивых речей; глубоко верующих и умеющих хранить секреты; а затем от чистого сердца подружиться с некоторыми из них и провести с ними всю оставшуюся жизнь.
Нужно стремиться дружить с теми учеными, которые руководствуются своими знаниями, поскольку их знания и мудрость в скором времени подействуют и на тебя. Например, если кунжутное масло некоторое время будет находиться вместе с цветком розы, уже никто не будет называть его кунжутным маслом, а скорее всего, назовут розовым маслом. Точно так же, если человек определенный срок будет находиться вместе с ученым, уже никто не скажет, что он невежда, а скорее всего, назовут его обладателем знаний.
С другой стороны, ученые делятся на две категории. Знания одних - для этого мира, знания других - для ахирата. Ученый, который трудится только ради мирского, в душе остается невеждой.
О, Аллах мой! Введи нас тоже в круг Твоих ученых рабов. Во имя Твоего величия, пусть милость и благословение Аллаха будут над Посланником и его сподвижниками!
Из книги "Анваруль-ашикын"
Читайте также:
-
Посещение мусульманкой врача мужского пола
«Если у женщины будет рана в той части тела, на которую запрещено смотреть мужчине, (имеется в виду всё тело, кроме лица, кистей рук и ступней ног), то ей не дозволено лечиться у доктора мужского пола
-
Жены Пророка Мухаммада
У историков есть различные версии, касающиеся того, сколько у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) было жен. Одни считают, что их было 15, а другие - 21-23, но в физическую связь он вступал только с 13-ю.
Английский исследователь Уотт говорит о том, что количество жен Пророка Мухаммада значительно преувеличено, так как многие хотели сродниться с пророком.
-
Заплечных дел мастера. Палачи в Османской империи
Одним из главных требований к палачам были немота и глухота. Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.
-
Излечение слабой веры: 7 способов укрепить иман
Праведники предыдущих поколений говорили, что признаком правильного понимания религии верующим является его умение распознать то, что увеличивает и уменьшает ее, а также осознавать наущения шайтана, когда он наущает. Иман, как мы говорили в предыдущей публикации, это прежде всего отношения между верующим и Всевышним. И потому, чтобы поддерживать эти отношения, мы должны знать как о тех поступках или вещах, которые отдаляют нас от Аллаха, так и о тех, которые приближают нас к Нему. В данном случае мы будем говорить о том, что приближает верующего к Аллаху.
-
Существуют ли какие нибудь дуа, способные помочь больному эпилепсией?
В некоторых книгах сообщается о том, что если у изголовья человека, страдающего эпилепсией, 21 раз прочесть...
-
Кто не подвластен козням сатаны?
Нежелание брать на себя ответственность часто приводит к тому, что ее перелагают на кого-то другого. Так, например, некоторые верующие склонны приписывать собственные мысли, желания, ценности и поступки шайтану. Но переложить ответственность еще не значит избавиться от нее и, конечно же, не значит, что человеку самому не придется встречаться с тяготами своих поступков.
-
Как турецкие султаны стали халифами?
Халифы — это лидеры, правившие мусульманами после смерти Посланника Аллаха (мир ему). Мусульманские историки особо выделяют правление четырех праведных халифов. После их смерти начинается правление Омейядов, Аббасидов и Мамлюков. Затем...
-
Заброшенный город, в который запретил входить Пророк Мухаммад (ﷺ)
Многие мусульманские путешественники при планировании своих вояжей в Иорданию и Саудовскую Аравию сомневаются в допустимости посещения местных достопримечательностей.