4 вида знаний в исламе
Имам Азам Абу Ханифа (р.г.) говорил следующее: «Наилучшее знание - это когда осознаешь свое положение. А лучшее положение - это когда можешь его сохранить».
Некоторые говорили, что бывает четыре вида людей:
- Знает, и понимает, что знает. Это ученый, ему нужно следовать.
- Знает, но не понимает этого. Этот человек спит, его следует разбудить.
- Не знает, и понимает, что не знает. Этот человек невежда, его надо учить.
- Не знает, и не осознает этого. Он считает, что все знает. Это шайтан, от него нужно бежать.
Знания тоже бывают четырех видов:
- Знания, которые можно обрести и передать другим. Например, знания о шариате.
- Знания, которые невозможно обрести и нельзя рассказывать другим. Например, сокровенные знания Всевышнего.
- Знания, которым можно научиться, но нельзя научить им других. Это состояния познавших (ариф) и аулия.
- Знания, которые невозможно постичь, но о которых рассказывают люди. Например, тайные знания шейхов.
Имам Рази (р.а.)говорил так: «Если ученые будут питаться только халяльной пищей, то невежды будут питаться сомнительной пищей. Если ученые будут питаться сомнительной пищей, то невежды станут питаться харамом. Если ученые будут питаться харамом, то невежды станут испорченными».
Необходимо знать, что Всевышний создал людей, разделив их на две группы: ученых (алим) и невежд (джахиль). Настоящий ученый будет руководствоваться разумом и, читая страницы: «Воистину, мой Господь - на прямом пути» (сура «Худ», аят 56), не станет отворачиваться от установлений шариата, от повелений религии.
Настоящий ученый тот, кто не забывает услышанного. Понимая все явные и скрытые сведения, он осведомлен о закрытых и опосредованных значениях. Он не задает неприятных вопросов, не вмешивается во что-то, его не изучив как следует. Он не вынуждает никого стыдиться или сердиться. Если он говорит о чем-то, то вовсе не с намерением показать свое превосходство, а с целью пояснить истину.
Раньше бывало так, что некоторые люди, обладающие способностями, надеясь только на свои силы, не хотели слушаться устазов, выступали против них и отворачивались от своих учителей. Но в результате они сами лишались добрых молитв и теряли уважение. Поэтому тем, кто стремится к знаниям, нужно найти себе учителей среди таких ученых, которые обладают глубокими знаниями, открытой душой и добрым нравом, являются богатым источником наставлений, безбрежным морем добрых слов, бескрайними просторами красивых речей; глубоко верующих и умеющих хранить секреты; а затем от чистого сердца подружиться с некоторыми из них и провести с ними всю оставшуюся жизнь.
Нужно стремиться дружить с теми учеными, которые руководствуются своими знаниями, поскольку их знания и мудрость в скором времени подействуют и на тебя. Например, если кунжутное масло некоторое время будет находиться вместе с цветком розы, уже никто не будет называть его кунжутным маслом, а скорее всего, назовут розовым маслом. Точно так же, если человек определенный срок будет находиться вместе с ученым, уже никто не скажет, что он невежда, а скорее всего, назовут его обладателем знаний.
С другой стороны, ученые делятся на две категории. Знания одних - для этого мира, знания других - для ахирата. Ученый, который трудится только ради мирского, в душе остается невеждой.
О, Аллах мой! Введи нас тоже в круг Твоих ученых рабов. Во имя Твоего величия, пусть милость и благословение Аллаха будут над Посланником и его сподвижниками!
Из книги "Анваруль-ашикын"
Читайте также:
-
У меня в жизни все идет слишком хорошо, может быть, Аллах меня не любит?
Ас-Салям алейкум, шейх Сухайл! У меня такой вопрос, почему у меня все хорошо в жизни? Знаете, я не делаю ничего особенного, но в жизни у меня идет все отлично: у меня великолепные родители, работа, учеба, друзья...(Ильдар)
-
Кто придумал четки?
Некоторые люди утверждают, что четки использовал хазрат Увайс аль Карани. Правильно ли это утверждение? Использовался ли тасбих во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) либо это служение выполнялось пальцами?
-
Что может быть хуже человека, не приносящего пользу ни себе и ни другим?
В далекие времена, в период правления одного справедливого султана, жил молодой парень по имени Ахмед. Отец его был почитаемым и уважаемым человеком среди людей. Отец его был кузнецом, а братья занимались торговлей, и только Ахмед все никак не мог найти себе применения в жизни. Его пробовали учить ремеслам и наукам, но все же упрямство Ахмеда оказалось сильнее терпения его учителей. Однажды юноша, устав от нареканий и решив доказать, что он тоже не промах, решил заняться одним делом. Дни и ночи он проводил запершись у себя в комнате, но что он делал- никто не знал.
-
Толкование Корана
Первоначально толкование Корана существовало только в устной форме. Выдающиеся исламские богословы толковали отдельные аяты и суры Священной Книги, опираясь в своих суждениях на высказывания более ранних ученых и слова самого Пророка Мухаммада.
-
Правда ли, что пост нарушается при совершении греха?
В одном из хадисов говорится: «Совершение злословие, сплетни, ложные клятвы и взгляд на постороннюю женщину с вожделением, нарушают пост» (Дайлями).
-
Сон по Сунне, который избавит вас от недосыпа и усталости
Вы не высыпаетесь, целый день чувствуете усталость, не выкладываетесь так, как могли бы, и вместо того, чтобы заниматься делами в полную силу, думаете лишь о том, чтобы поспать. Знакомо?
-
Правда ли, что причиной жаркой погоды является Ад?
В эти дни установилась аномально жаркая погода. Правда ли что эта жара нужна для напоминания об Аде?
-
Можно ли брать Коран в руки без омовения?
Недавно слышал, что брать Коран в руки без омовения нельзя? Так ли это? И как быть с обычными религиозными книгами, в которых есть выдержки из Корана?