Фото: Laboo Studio / shutterstock.com.
Садака, поданная, когда ты здоров, лучше милостыни, поданной во время болезни.
Однажды у нашего Пророка ﷺ спросили:
– О Посланник Аллаха! Какая садака ценится превыше?
Посланник Аллаха ﷺ ответил:
– Больше савабов за то пожертвование, которое ты отдал, будучи здоровым и сильным, преодолев скупость и страх оказаться в нищете. Не оставляй подачу пожертвований на то время, когда душа подступит к горлу, и ты станешь говорить «тому столько-то», «тому столько-то». Ведь это имущество и так уже принадлежит им» («Сахих» аль-Бухари, Закят, 11, Васая, 17; «Сахих» имама Муслима, Закят, 92).
Мурат чудом выжил: малышу нужна наша с вами помощь!
В другом хадисе сказано: «Садака в один дирхем, поданная кем-то, когда он жив и здоров, гораздо лучше, чем садака в сотню дирхемов, поданная им перед смертью» («Сунан» Абу Дауда, Васая, 3/2866).
Легко делать подарки, когда ты сыт. Но когда ты сам голоден, сложно делать пожертвования. Лучше делать пожертвования, когда ты здоров, чем когда заболел.
Абу Хурайра (р.а.) спросил у нашего Пророка ﷺ: «Какая садака наилучшая?» Он ответил: «Это – садака, добровольно по данная бедняком» («Сунан» Абу Дауда, Закят, 40; ан-Насаи, Закят, 49).
Если бедный человек, терпеливо переносящий голод и нужду, по доброй воле отдаст свое однодневное пропитание и даже больше, проявив терпение, то это будет цениться очень высоко.
Фото: tanitost / shutterstock.com.
Хаким ибн Хишам (р.а.) спросил у нашего Пророка ﷺ: «Какая садака наилучшая?» Он ответил: «Наилучшая садака – это пожертвование, сделанное богатым человеком не просто по своему желанию, а с горящей душой» («Сахих» аль-Бухари, № 1426; «Сахих» имама Муслима, № 1034).
Здесь подразумевается и материальное, и духовное богатство. Упомянутая в первом хадисе садака, поданная бедняком, это подаяние духовно богатого человека. Обе эти садака благословенны. Имам ат-Таййиби рахимахуллахи говорит: «На одинаковые вопросы были даны разные ответы, в зависимости от личности задающего этот вопрос и от степени их упования на Всевышнего. Абу Хурайра (р.а.) был бедняком, уповающим на Аллаха. Хаким ибн Хишам (р.а.) был одним из тех людей, которые были богатыми и в период джахилии, и став мусульманами. Посланник Аллаха ﷺ дал обоим подходящий ответ, в зависимости от положения каждого из них».
Чьи дуа принимаются, а чьи – нет?
Когда богатый человек оказывается в нужде, надо оказать ему материальную помощь. Садака в один дирхем, поданная богачу, подобна пожертвованию в семьдесят дирхемов, сделанному другим людям.
Отдавать взаймы лучше, чем подать садака. Имеется восемнадцать савабов от дачи взаймы нуждающемуся. Когда делаешь пожертвования, то они могут оказаться в руках того, кто не нуждается.
Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «В ночь Ми‘раджа я заметил на вратах Рая надпись: «За садака – десятикратный саваб, за дачу взаймы – восемнадцатикратный саваб» («Сунан» Ибн Маджа, Садакат, 19).
В другом хадисе сказано: «Если мусульманин один раз даст взаймы другому мусульманину, то получит за это саваб как за то, что два раза подавал милостыню» (Ахмад ибн Ханбаль, 4/442-443, 5/300, 308; «Кутуб-и Ситта», перевод и комментарии, 17/289).
Фото: imrankadir / shutterstock.com.
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»