Человек, занимаясь каким-либо делом, делает его либо надеясь на себя, либо уповая на Аллаха Всевышнего. Тот, кто надеется на себя, становится самодовольным, эгоистичным и высокомерным. Тот же, кто надеется на Аллаха, становится обладателем упования и скромности.
Наша религия не отрицает надежды на самого себя, если эта надежда опирается на способности и труд. Так если не будет этой самоуверенности, то в этом случае человек будет нуждаться в других людях и окажется в униженном положении. Если уверенность в себе подразумевает упорный труд, то в этом случае это не является порицаемым. Так как таваккуль направляет этот труд в нужное русло и украшает его скромностью.
Наша религия отвергает ту самонадеянность, которая основывается на убеждении, что все добродетели и способности, которыми обладает человек, исходят от него самого. Так как знаниями, способностями и всем остальным, наделяет человека только Аллах. Тот, кто уповает на самого себя, уповает не на создателя, а на созданного. Как может помочь другому тот, кто сам нуждается?
Человек нуждается в том, чтобы уповать на что-то. Так как это упование дает человеку спокойствие и успех. Но на кого или на что должен уповать человек? На самого себя или на своего создателя – Аллаха Всевышнего?
Если человек, уповающий на Аллаха, будет думать «Мой Господь поможет мне, так как я прав», то обретет спокойствие и приобретет благо. А человек, уповающий на самого себя, останется в одиночестве и лишится блага.
Упование на Аллаха – это состояние сердца, которое достигается путем веры в безграничную милость и щедрость Аллаха Всевышнего. Человек, достигший такого состояния, никогда не станет привязывать свое сердце к мирским благам. Не станет расстраиваться из-за того, что в его мирской жизни что-то не ладится, веря в то, что только Аллах наделяет уделом.
Некоторые люди, осознают это разумом и верят, однако пребывают в состоянии страха и отчаяния. Совершенно очевидно, что для таваккуля необходима твердая вера и стойкое сердце. В сердце такого человека не остается никаких сомнений. Пока сердце не наполнится доверием и спокойствием, не может быть и речи о полном уповании. Так как упование на Аллаха, подразумевает полное доверие Ему, абсолютно во всех делах. Так же упование подразумевает довольствие и покорность перед лицом даже трагических событий, которые человек не способен изменить, зная, что все происходящее, происходит по воле Аллаха, в соответствии с Его предопределением. Человек не знает, чем закончится для него то, или иное дело, благом или же злом. Многое из того, что человек считает благом, может обернуться злом, и многое из того, что человек считает злом, может обернуться для него благом.
Islam-Today