Абдуррахман Джамик в начале книги «Нефехатуль-Унс», характеризуя авлия, приводит отрывок из книги «Кашфуль-махджуб»:
«Аллах Всевышний сделал пророческие доводы (бурхан набави) постоянными. Он сделал авлия причиной для появления этих доводов. Так проявляются аяты-знамения Всевышнего Аллаха и любовь Посланника ﷺ. Они – покровители миров. Они обновляют хадис-шарифы Расулюллаха. Они не подчиняются своему нафсу. Дождь льется с небес благодаря их баракату. Трава произрастает из-под земли из почтения к их духовным состояниям. Победы мусульман над неверными происходят благодаря их усилиям. Авлия – четыре тысячи человек. Они не знают друг друга и даже не ведают о своем превосходстве. Они постоянно скрываются от людей.
Триста из них – руководители обители Всевышнего Аллаха. Их называют «ахъярами». Сорок из них – «абрар», четверых называют «автад», троих – «никаба». Самых великих из них называют «кутб» и «гавс».
Эти перечисленные нами знают друг друга. В своих делах они нуждаются в дозволении друг друга. Об их существовании имеются хадис-шарифы и высказывания великих.
В книге «Футухат-и Маккия», в сто девяносто восьмой главе тридцатого раздела семеро названы «абдалами». Давая разъяснения об этом, Мухйиддин Араби пишет:
«Аллах Всевышний создал на земле семь климатических поясов. Из своих любимых рабов Он выбрал семерых и связал с ними существование этих климатов».
Один из мюридов Хаджи Бахауль-Хакка вад-Дина, Мухаммад бин Мухаммад Хафиз Бухари (р.а.) в своей брошюре приводит такой отрывок из книги Шейха Абу Талиба Мекки «Кутуль-Кулюб»:
«Кутбы своего времени, в каждом веке до самого киямата занимают место хазрати Абу Бакра. Остальные трое из автадов также занимают места трех великих халифов. Их состояния схожи с состояниями и качествами трех великих халифов.
Во все времена шесть великих личностей занимают места остальных шести сахабов из ашара-и мубашшира. Земной шар держится на своем месте благодаря им. Посредством их устраняются нависшие над людьми бедствия. Пропитание получается их посредством. Дожди идут благодаря им. Таким образом, высокое положение каждого из ашара-и мубашшира до киямата остается замещенным достойными этого высокого положения представителями».
Все фото: shutterstock.com