Рождение ребенка – счастливое событие в каждой семье. Несмотря на все трудности беременности, родители с нетерпением ждут рождения своего чада и готовятся к этому знаменательному дню. Однако, кроме подготовки всего необходимого из вещей для новорожденного, нужно также готовиться и самим родителям, изучая правовые нормы и этические вопросы, связанные с рождением ребенка.
На самом деле, к рождению ребенка необходимо готовиться еще до его зачатия. К этому относится, например, чтение определенных молитв перед интимным сближением.
Пророк (ﷺ) велел:
«Если вы собираетесь совершить интимную близость, то скажите: «Аллахумма джаннибна-ш-шайтан ва джанниби-ш-шайтана ма разактана» (О, Аллах! Отдали от нас шайтана, и отдали его от того, что Ты даруешь нам). Если вы скажите это, и у вас родится ребенок, то шайтан не сможет навредить ему».
Существует ряд желательных действий, которые родителям нужно совершить после рождения их ребенка, и которые приводятся в сунне Пророка (ﷺ). Так, например, после рождения ребенка (желательно сразу) необходимо прочесть азан над правым ухом младенца. Сообщается, что Пророк (ﷺ), когда Фатима родила Хасана, прочитал азан над его правым ухом (ат-Тирмизи и Абу Дауд).
После рождения ребенка необходимо прочесть над ним исти'азу так, как сделала это мать Марьям:
رَبِّ إِنِّي وَضَعْتُهَا أُنثَىٰ وَاللَّـهُ أَعْلَمُ بِمَا وَضَعَتْ وَلَيْسَ الذَّكَرُ كَالْأُنثَىٰ وَإِنِّي سَمَّيْتُهَا مَرْيَمَ وَإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«Когда она родила ее, то сказала: «Господи! Я родила девочку, – но Аллаху было лучше знать, кого она родила. – А ведь мальчик не подобен девочке. Я назвала ее Марьям и прошу Тебя защитить ее и потомство ее от дьявола изгнанного, побиваемого» (Алю Имран, 36).
В транслитерации эта мольба звучит следующим образом: «Инни у'изуха бика ва зуррийятаха мина-ш-шайтани-р-раджим».
Еще одной сунной Пророка (ﷺ), связанной с рождением ребенка, является сбривание волос на его голове. В основном у нас принято сбривать или состригать их на 40 день. После этого нужно собрать сбритые волосы, взвесить их, и если есть возможность, то символически на вес этих волос раздать садака, равноценную стоимости золота или серебра.
Передается, что дочь Пророка (ﷺ) Фатима (р.а.) взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зайнаб и Умм Кульсум, после чего раздала беднякам в качестве подаяния серебро, равное весу этих волос (имам Малик).
Акыка режется в период, начиная от рождения ребенка и до его совершеннолетия.
Сам посланник Аллаха (ﷺ) по этому поводу говорил: «Каждый ребенок является заложником своей акыки (жертвоприношения), поэтому на седьмой день приносят жертву от его имени, дают ему имя и обривают ему голову» (Абу Дауд).
Считается, что первичные волосы ребенка могут содержать вредные бактерии, поэтому сбривание этих волос положительно сказывается на здоровье ребенка. Также сбривание волос укрепляет кожу головы. Кроме пользы для здоровья, существует также явная польза для общества мусульман, ведь бритье головы является дополнительной причиной для раздачи милостыни нуждающимся людям. Выполняя данную сунну, родители укрепляют братство среди мусульман и проявляют социальную солидарность.
Более того, что может быть лучше для самого ребенка, чем начало жизни с выполнением сунны посланника Аллаха (ﷺ), пусть даже эту сунну выполняют за него его родители?