Почему нельзя ничего клянчить
Некоторые алимы говорили: если кто-то скажет о своих нуждах не людям, а Аллаху, тогда и Аллах сделает всех сотворенных нуждающимися в нем. Благочестивые мусульмане не станут сообщать о своих нуждах кому-то другому, кроме Аллаха. Они стараются как можно реже стоять перед людьми с протянутой рукой, поскольку попрошайничество – это искушение и большая беда.
В хадисе сказано: «Кто попросит у Аллаха целомудрия, того Аллах сделает целомудренным. А кто ничего не будет просить у людей, того Аллах сделает богатым. Старающегося быть терпеливым Он сделает терпеливым» (Бухари, № 1469; Муслим, № 1053).
Иначе говоря, кто довольствуется имеющимся у него на руках малым и ни к кому не протягивает руку, тому Аллах дарует довольство малым. Кто не просит у людей униженно о своих нуждах, того Аллах сделает богатым. А кто будет заставлять себя быть терпеливым в этом вопросе, тому терпение будет облегчено («Танвиру’ль Месабих»).
Пророк ﷺ повелел мне: «Ни о чем не проси людей»
Великий сподвижник и вольноотпущенник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Саубан ибн Бадждад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха сказал нам: «Кто обещает мне кое-что, тому я обещ Рай!» Я воскликнул: «Я обещаю, что бы это ни было!» Пророк повелел мне....
Абдуллах б. Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) поведал: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) на своем минбаре говорил о раздаче милостыни и о нежелательности попрошайничества. Он соизволил сказать так: «Рука сверху лучше, чем рука снизу. Рука сверху – это дающая рука. Рука же снизу – это берущая рука» (Бухари, Закят, 18; Муслим, Закят, 94).
В связи с этим хадисом некоторые говорили, что под рукою, которая выше, подразумевается та рука, которую не протягивают для попрошайничества (Хаттаби). Со стороны содержания эта точка зрения является наиболее приемлемой. Наш Пророк (с.а.с.) говорил это, когда выступал с минбара по теме садака и иффата (целомудрия). Если человек отказывается клянчить, то это свидетельствует о высоте его духа.
Вот поэтому, когда говорится о руке, которая выше, то имеется в виду высота духа, а вовсе не видимое нахождение руки дающего повыше, чем рука берущего. То есть не в том смысле, что дающая рука – наверху, а берущая рука – внизу (Байхаки «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб»).
Милостыня, которая может вызвать гнев Аллаха
Поклонение, что выполняется без соблюдения адабов и суннатов, может не принести награду человеку или может даже привести его к греху. У каждого вида поклонения есть свои адабы, есть они и у закята и добровольных пожертвований. О некоторых из них стоит поговорить подробнее...
В хадисе повествуется: «В Судный день одной группе из моей уммы Аллах даст крылья. Эти люди в своих могилах полетят в рай. Там они будут жить, как захотят. Некоторые ангелы спросят у них:
– Вы видели ад?
– Нет.
– Вы перешли через мост Сират?
– Нет.
– Из чьей вы уммы?
– Из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
– Что вы делали, когда были на земле?
– У нас были две привычки, благодаря которым Аллах удостоил нас этой высокой степени.
– Какие же это привычки?
– Оставаясь одни, мы не проявляли непокорства Аллаху, не совершали грехов и были благодарны за дарованный нам удел.
После этого ангелы сказали:
– Вы заслужили всё это» («Равдатуʻн Насихин»).
Наш Пророк (с.а.с.) дал Саубану (р.а.) совет – ни у кого ничего не клянчить. Он сказал так: «Кто даст мне слово не выпрашивать ничего у людей, тому я гарантирую рай» (Абу Давуд, № 1643; Ибн Маджа, № 1837).
Саубан (р.а.) испытывал тяжелую нищету, но после этого ни у кого ничего не просил. Даже когда, сидя верхом на верблюде, он ронял на землю кнут, то никого не прося, сам спускался на землю и поднимал свой кнут («Муснад», 5/277; «Тухфатуʻль Абрар»).
3 лучших способа сказать «спасибо» Всевышнему
Благодарность Аллаху – очень важная составляющая веры человека, над которой он должен работать постоянно. Как в суете мирских дел и забот не оставаться беспечным к милостям Всевышнего, как выразить должную благодарность Всевышнему?
Читайте также:
-
Можно ли есть суши и морские звезды?
Можно ли есть суши (сырую рыбу)? (Аноним)
-
Как правильно совершать саджда ас-сахв (земной поклон для исправления ошибок в намазе)?
Во время совершения намаза я иногда допускаю ошибки, к примеру, забываю – какой ракаат я читаю или читаю другую Суру, вместо Аль-Фатихи. Я знаю, что в таких случаях нужно совершать саджда-сахв (земной поклон исправления забывчивости в намазе) после намаза. Не могли бы вы подробно рассказать – как нужно совершать это саджда, и в каких случаях? (Аноним)
-
Хиджаб vs онкология. Откровения ученого
О влиянии женского оголения на здоровье мужчин рассказывает академик-врач, автор книг, старший научный сотрудник Российского института культурологи, Леонид Александрович Китаев-Смык.
-
Свет и тьма в аятах Корана и точки зрения науки
В начале XX-го века ученые установили, что Вселенная расширяется. Возникла гипотеза «вздутия» Вселенной из одной точки с образованием первичной материи и выброса огромного количества энергии. Все эти процессы были описаны в Коране 14 веков назад: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым, и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (Коран; 21:30)
-
Должна ли женщина платить закят со своих украшений?
С ювелирных украшений, изготовленных из золота или серебра, с предметов интерьера, изготовленных из золота или серебра, со столовых приборов и украшений...
-
Принимается ли дуа тех, кто питается харамом?
Аллах Всевышний не даст пропасть ничему из добра. Так же как, например, у света существуют различные степени, начиная со света свечи и заканчивая солнечным светом, так и у дуа существуют различные степени. И если человек совершает что-то запретное, то в зависимости от степени совершенного им, уменьшается степень его дуа.
-
Ложь Ибн Таймии о мусульманских ученых
Ибн Таймийа утверждает: «Божество (илях) означает объект поклонения, а господь (рабб) - владыка своих рабов». Он хочет сказать, что слова «божество» (илях) и «господь» (рабб) имеют разные значения. Но, начиная со времени сотворения человека, в его сознании, в самой его природе заложено понимание того, что Бог (илях) - это Господь (рабб), а Господь (рабб) - это Бог (илях).
-
Как пророк Мухаммад (ﷺ) выбирал жен, или почему мужчины не женятся на "женщинах с прошлым"
Представьте себе молодую пару, юношу и девушку, которые понравились друг другу и заключили брак. Кажется, им бы жить и жить в мире и радости, однако, через несколько лет семью постигает несчастье – муж покидает этот мир...