Некоторые алимы говорили: если кто-то скажет о своих нуждах не людям, а Аллаху, тогда и Аллах сделает всех сотворенных нуждающимися в нем. Благочестивые мусульмане не станут сообщать о своих нуждах кому-то другому, кроме Аллаха. Они стараются как можно реже стоять перед людьми с протянутой рукой, поскольку попрошайничество – это искушение и большая беда.
В хадисе сказано: «Кто попросит у Аллаха целомудрия, того Аллах сделает целомудренным. А кто ничего не будет просить у людей, того Аллах сделает богатым. Старающегося быть терпеливым Он сделает терпеливым» (Бухари, № 1469; Муслим, № 1053).
Иначе говоря, кто довольствуется имеющимся у него на руках малым и ни к кому не протягивает руку, тому Аллах дарует довольство малым. Кто не просит у людей униженно о своих нуждах, того Аллах сделает богатым. А кто будет заставлять себя быть терпеливым в этом вопросе, тому терпение будет облегчено («Танвиру’ль Месабих»).
Абдуллах б. Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) поведал: «Однажды посланник Аллаха (с.а.с.) на своем минбаре говорил о раздаче милостыни и о нежелательности попрошайничества. Он соизволил сказать так: «Рука сверху лучше, чем рука снизу. Рука сверху – это дающая рука. Рука же снизу – это берущая рука» (Бухари, Закят, 18; Муслим, Закят, 94).
В связи с этим хадисом некоторые говорили, что под рукою, которая выше, подразумевается та рука, которую не протягивают для попрошайничества (Хаттаби). Со стороны содержания эта точка зрения является наиболее приемлемой. Наш Пророк (с.а.с.) говорил это, когда выступал с минбара по теме садака и иффата (целомудрия). Если человек отказывается клянчить, то это свидетельствует о высоте его духа.
Вот поэтому, когда говорится о руке, которая выше, то имеется в виду высота духа, а вовсе не видимое нахождение руки дающего повыше, чем рука берущего. То есть не в том смысле, что дающая рука – наверху, а берущая рука – внизу (Байхаки «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб»).
В хадисе повествуется: «В Судный день одной группе из моей уммы Аллах даст крылья. Эти люди в своих могилах полетят в рай. Там они будут жить, как захотят. Некоторые ангелы спросят у них:
– Вы видели ад?
– Нет.
– Вы перешли через мост Сират?
– Нет.
– Из чьей вы уммы?
– Из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
– Что вы делали, когда были на земле?
– У нас были две привычки, благодаря которым Аллах удостоил нас этой высокой степени.
– Какие же это привычки?
– Оставаясь одни, мы не проявляли непокорства Аллаху, не совершали грехов и были благодарны за дарованный нам удел.
После этого ангелы сказали:
– Вы заслужили всё это» («Равдатуʻн Насихин»).
Наш Пророк (с.а.с.) дал Саубану (р.а.) совет – ни у кого ничего не клянчить. Он сказал так: «Кто даст мне слово не выпрашивать ничего у людей, тому я гарантирую рай» (Абу Давуд, № 1643; Ибн Маджа, № 1837).
Саубан (р.а.) испытывал тяжелую нищету, но после этого ни у кого ничего не просил. Даже когда, сидя верхом на верблюде, он ронял на землю кнут, то никого не прося, сам спускался на землю и поднимал свой кнут («Муснад», 5/277; «Тухфатуʻль Абрар»).