Великий сподвижник и вольноотпущенник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Саубан ибн Бадждад (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды Посланник Аллаха сказал нам: «Кто обещает мне кое-что, тому я обещаю Рай!» Я воскликнул: «Я обещаю, что бы это ни было!». Пророк повелел мне: «Ни о чем не проси людей». Сообщается, что после этого Саубан не просил никого о помощи. Если даже у него падала плетка, то он спрыгивал со своего животного и поднимал ее сам.
Подобное приводится во множестве других хадисах. Сообщается, что однажды Хаким ибн Хизам (да будет доволен им Аллах) спросил посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что может ввести его в Рай. На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ни о чем не проси людей». Подчинившись совету божьего посланника, Хаким не просил о помощи даже своих слуг. Он сам ходил за водой и сам брал омовение без чьей-либо помощи (раньше люди помогали друг другу делать омовение, подливая воду из сосудов и бурдюков).
Так Пророк (мир ему) учил людей самостоятельности и сдержанности. Конечно же, не запрещено просить людей о помощи, ведь взаимопомощь и солидарность в Исламе – одни из лучших качеств. Однако словами: «Ни о чем не проси людей» Пророк хотел научить людей не привыкать к постоянным просьбам о помощи, если у них есть возможность делать все самим.
Надежда на помощь людей может перерасти в леность и попрошайничество. Верующий человек сам должен обеспечивать себя и свою семью, как бы сложно ни давалось ему это. Тяжелый труд лучше зависимости от помощи других. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из своих хадисов изрек: «Рубить дрова и зарабатывать таким образом лучше для человека, чем просить у других людей».
Кому действительно необходимо подавать милостыню?
Хаким ибн Хизам однажды спросил Пророка (мир ему) о мирском имуществе, на что он ответил: «Воистину, имущество сладко и свежо, однако оно является грязью для людей (имеется в виду закят и садака дается из излишка имущества, которые Пророк назвал «грязью для людей»). Воистину, Аллах вместе с тем, кто раздает, а рука того, кто раздает, выше руки того, кто принимает».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает нас тратить на нужды бедняков, если есть возможность. Если же человек беден, то лучше, чтобы он приложил все усилия для того, чтобы заработать себе на пропитание и оградить себя от просьб о материальной помощи.
Однако следует понимать, что отказываться от помощи людей нежелательно, если они сами предлагают ее. Мухтар ибн Абу Убейд иногда отправлял Абдуллаху ибн Умару денежную помощь, и Абдуллах принимал ее, говоря: «Я никого ни о чем не прошу, но и не отказываюсь от удела, предопределенного мне Аллахом». Однажды Аише принесли в подарок деньги и одежду от Абдуллаха ибн Амира, на что мать правоверных сказала: «Я не принимаю ничего от людей». Когда человек, принесший подарки, стал уходить, Аиша велела: «Верните его ко мне, ибо я вспомнила, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «Аиша, если тебе принесли что-то, о чем ты не просила, то прими это. Воистину, это – удел Всевышнего тебе» (Ахмад).
Хуже всего, когда о материальной помощи просит тот, кто особо не нуждается в ней. Накопительство за счет выпрашивания у людей помощи, тем более, если это сопровождается обманом, а не за счет торговли или достойного труда, является грехом. О наказании таких людей посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто выпрашивает у людей (деньги) ради накопительства, (а не из нужды), тот выпрашивает для себя горячий уголек. Чем больше он просит, тем больше угольков он набирает».
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Человеку лучше прилагать все усилия для достойного заработка, а не просить людей о материальной помощи. Однако есть случаи, когда просьба о помощи оправдана. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Просить милостыню допустимо только в трех случаях: тому, кто оказался в крайней нужде (ему нечего пить, есть и надевать); тому, у кого ужасающий долг и тому, на ком лежит непосильная обязанность выплаты выкупа за убитого» (Абу Дауд).
«Маджму'а расаиль Ибн Аби ад-Дунья»