Почему не все наши дуа исполняются?

Если раб, сделав дуа, не получит желаемого, то ему будет записано одно благодеяние

Если раб, сделав дуа, не получит желаемого, то ему будет записано одно благодеяние

При обращении к Аллаху каждый из нас хочет получить ответ. Этот ответ мы представляем вполне конкретно, т.к. мысленно рисуем себя  обладателями того, о чём просили.

Однако не всегда мы получаем то, к чему стремимся. Согласно хадисам Пророка Мухаммада, Мир ему и благословение Аллаха, серьёзными причинами тут выступают несоблюдение обязательных предписаний религии, а также  присутствие харама в человеческой жизни. Посланник, Мир ему и благословение Аллаха, сказал о человеке, читающем дуа: «…Но пища его харам, питьё его харам, одежда его харам и напитан он харамом… Как же будет отвечено такому на его призыв?!» (Муслим).

О «безответности» дуа

Человек, обращаясь к Аллаху, признаёт тем самым Всемогущество Творца, и одновременно -  свою беспомощность. Человеческая беспомощность проявляется не только в неспособности исполнять свои желания (без Воли на то Аллаха), но и, зачастую, в ошибочном выборе этих самых желаний. Поэтому люди могут иметь неверные и даже вредные для самих себя и окружающих стремления. «... И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Сура «Аль-Бакара» 2:216).

Мы созданы такими, что многого в мироздании не знаем и не понимаем. Но, если человек на деле осознаёт, что «…Сокровенное принадлежит одному Аллаху...» (Сура «Йунус», 10:20), то и в случае неисполнения своих желаний сумеет благодарить Творца. Уже потому, что «безответность» дуа может указывать на его изначальную ошибочность. Кроме того, мы оказываемся защищёнными от неприятностей и проблем, которые таились во  внушённых нафсом или шайтаном мольбах.  Мы  и не подозревали о возможных проблемах, но Аллах – Всезнающий и Милостивый - оградил нас от затруднений тем, что не открыл дверей, в которые  мы стучались.

Эти вопросы касаются Сокрытого Мира (по-арабски, Алям Гайб), знания о нём  принадлежат только Аллаху и для нашего разума - непостижимы. Поэтому  так важно укреплять в душе доверие Аллаху.

Две стороны дуа

«Если раб, сделав дуа, не получит желаемого, то ему будет записано одно благодеяние» (Даракутни). Такое положение позволяет увидеть две стороны дуа – очевидную и неочевидную.

Очевидная сторона проявляется, когда мы ощущаем реальное исполнение нашей мольбы, т.е. получаем то, о чём просили: сдаём экзамен, покупаем дом, выздоравливаем и пр.

Однако, дуа имеет и неочевидную сторону. Она -  в принятии Аллахом нашей мольбы как Поклонения Ему. То есть, Всевышний дарует нам вознаграждение (саваб) за сам факт дуа - за обращение к Нему, нашему Создателю, за признание Его Единственно Всемогущим. 

Это может сбивать с толку наш разум, т.к. вопрос снова касается Сокрытого (Гайб). Будучи живыми, мы не можем ни увидеть, ни почувствовать саваба, предназначенного нам в Ахирате. Однако, истинность этого положения подтверждается исламскими источниками.

Так, согласно хадису Пророка, Мир ему и благословение Аллаха: «В Судный День Аллах спросит Своего раба: «Говорил ли Я тебе, чтобы ты читал дуа, и обещал ли это дуа принять? Ты обращался ко Мне с мольбой?» Раб подтвердит. Аллах скажет: «Я не оставил непринятым ни одно твоё дуа. Ты просил об избавлении от какой-то трудности, Я исполнил эту мольбу уже в дунье; ты просил об избавлении от другой трудности, но не увидел изменений, однако, вместо того Я даровал тебе столько-то саваба». Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал, что человеку напомнят о каждом его дуа и том, были ли они исполнены при жизни или за них человеку были назначены савабы в Ахирате. Узнав о своих савабах в Ахирате, человек пожалеет, что какие-то его просьбы были исполнены в земной жизни. 

                                                                            Гузель Ибрагимова

Социальные комментарии Cackle