Фото: FarisFitrianto / shutterstock.com.
«Скажи [им]: «Достаточно того, что Аллах – свидетель для меня и для вас. Он знает все, что в небе и на земле. А те, кто поверил в ложь и не поверил в Аллаха, окажутся потерпевшими убыток» (Анкабут, 52).
Хотя и было передано о ниспослании этого аята в ответ словам, сказанным Каʼбом ибн аль-Ашрафом и его сторонниками: «Эй, Мухаммад, кто же засвидетельствует, что ты являешься посланником Аллаха?», Алуси зафиксировал, что данный риваят не заслуживает большого доверия (Алуси, XXI, 7).
«А ведь они заключили договор с Аллахом прежде, [пообещав Всевышнему] не поворачиваться [к врагу] спиной. И о договоре с Аллахом они будут спрошены [в Судный день]» (Аль-Ахзаб, 15).
Также согласно риваяту от Язида ибн Румана, здесь тоже речь идет о людях из рода Харисы. Когда в день Ухуда люди из племени Салямы покинули строй, то же самое сделали и люди из рода Харисы. Позже они дали слово перед Аллахом. Что больше такого никогда не повторится. В этом аяте Аллах Всевышний напоминает им о данном ими слове (Имам ат-Табари, XXI, 87).
«Какой грех самый большой перед Аллахом?»: ответ из Корана
«О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты передал их махр, и невольниц, которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей по отцу, дочерей твоих теть по отцу, дочерей твоих дядей по матери, дочерей твоих теть по матери, которые переселились вместе с тобой, а также [любую] верующую женщину, которая вручит себя Пророку, если Пророк пожелает жениться на ней. [Последнее дозволено] Только для тебя, а для [других] верующих – нет. Мы знаем, что установили для них в отношении их жен и невольниц. Это для того, чтобы ты не испытывал затруднений. И Аллах – Прощающий, Милующий [верующих]» (Ахзаб, 50).
Имам Тирмизи приводит риваят, полученный через ‘Абда ибн Хумайда от Умм Хани бинт ‘Абдул-Мутталиба, в котором она говорит: «Расулюллах ﷺ пожелал жениться на мне, я же не согласилась, придумав какой-то предлог, и он простил меня. Позже Аллах Всевышний ниспослал аят: «О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней...».
Согласно этому аяту, ему не было дозволено жениться на мне, поскольку я не была из тех женщин, которые совершили хиджру, а из «тулека». Так называли тех, кто стал мусульманином в день завоевания Мекки, и Умм Хани тоже стала мусульманкой в тот день» (Имам ат-Тирмизи, Тафсир аль-Куръан, Ахзаб, 33/17, хадис № 3214).
Фото: Creativa Images / shutterstock.com.
В качестве повода для ниспослания части аята: «Мы сделали для тебя дозволенными... также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку ﷺ, если Пророк ﷺ захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим...» в риваяте Ибн Са’да от Икримы тот указывает, что этот аят был ниспослан про Умм Шерик ад-Давсию.
Также согласно риваяту Ибн Са’да от Мунира ибн ‘Абдуллаха ад-Дуали, Умм Шерик Газия бинт Джабир ибн Хаким ад-Давсия пожелала подарить себя Пророку ﷺ. И Расулюллах согласился на это. Умм Шерик была красивой женщиной, и Аиша из ревности сказала про нее: «В женщине, которая дарит себя мужчине, конечно же, нет ничего благого».
Умм Шерик говорила: «Вот эта женщина, о которой в аяте сказано «верующую женщину, которая подарит себя Пророку...», – это я. И Аллах назвал меня «верующей женщиной». После ниспослания этого аята, Аиша сказала Пророку ﷺ: «Вижу, что Аллах тотчас исполняет твои желания» (Суюти “Любаб ан-Нукуль”, II, 7).
Из книги «Асбабун-Нузуль»