Пророк Салих (а.с.):
После того, как в пророках прошлого нашли отражение многие качества Всевышнего, наступило время отпереть некоторые замки от дверей, ведущих к сокровенному. Вот поэтому дух пророка Салиха (а.с.) возник из света божественного имени Аль-Мухаймин, что означает Свидетель. Также Аллах показал Салиху (а.с.) примеры Своего могущества. Разум и сердце этого пророка стали отражением имени Аль-Мухси (Все считающий), поскольку Салих подсчитал, что его народ погибнет через три дня. В его душе проявились имена Аль-Фаттах (Открывающий врата добра и благ) и Аль-Кабид (Забирающий души), так как Салих (а.с.) выпустил из скалы благословенного верблюда, а потом лишил свой народ земных наслаждений, подвергнув их гибели.
Пророк Ибрахим (а.с.):
Благодаря тому, что прежние пророки смогли пройти ступени почитания (такдис), очищения (танзих) и отречения от всего земного (тафрид), была окончательно достигнута степень познания господства Аллаха (рубубият). Из божественной любви появился Ибрахим Халилуллах. Намруд выступил против него, подчинившись своему нафсу. Он бросил Ибрахима (а.с.) в огонь, чтобы проверить, является ли тот истинным пророком. Однако огонь Намруда стал для достопочтенного Ибрахима (а.с.) светом и цветущим садом, ибо его дух был создан из сияния имени Аль-Азиз (Могущественный, Непобедимый). Аллах сделал его достойным этого имени. Он заслужил высочайших степеней перед Аллахом, ему был показан священный мир небесных духов и ангелов. Разум и сердце пророка Ибрахима (а.с.) были освещены сиянием имени Аль-Халим (Кроткий), поэтому не случайно Аллах говорит о нем в Коране:
«Воистину, Ибрахим был смиренным, выдержанным» (Сура «Покаяние», аят 114).
По этой причине Ибрахим (а.с.) относился ко всем людям мягкосердечно. Его душа олицетворяет два божественных имени: Ар-Раззак (Дающий блага и пропитание) и Ар-Рашид (Направляющий на правильный путь). Аллах указал ему источники благ и пропитания, благодаря чему он никогда не нуждался. Рашидом же его можно считать вот почему: Аллах говорит о нем:
«Еще раньше Мы даровали Ибрахиму верное руководство (хидаят), и Мы были осведомлены о нем» (Сура «Пророки», аят 51).
Пророк Исмаил (а.с.):
Когда любовь Аллаха проявилась в Ибрахиме, он бросил свое тело в огонь, предпочитая ему дух. В ответ на это, Аллах счел уместным воспроизвести от него сразу двух пророков. Одним из них был Исмаил, готовый пожертвовать своей жизнью. А вторым был Исхак, который выскреб до дна свой нафс и развеял.
В соответствии с этим, истина пророка Исмаила (а.с.) заключена в имени Аль-Джаббар (Подчиняющий), поскольку он полностью подчинил свой нафс воле Аллаха, отдал Ему всего себя без остатка. Вот почему Аллах отправил в качестве жертвы барана вместо него.
Его душа отражала свет имени Аль-Халим (Кроткий, Покорный), ибо он покорился повелениям Аллаха. Не зря Всевышний говорит о нем в Коране:
«Тогда Мы обрадовали его вестью о послушном мальчике» (Сура «Саффат», аят 101).
Душа Исмаила олицетворяла три имени Аллаха: Аль-Муджиб (Отзывчивый), Ар-Ракиб (Присматривающий) и Аль-Хасиб (Берущий отчет). Исмаил подчинился воле Аллаха, исполнил просьбу своего отца и потребовал отчета у своего нафса.
Из благословенного рода пророка Исмаила (а.с.) в мир пришел Мухаммад Мустафа с.г.в.).
Пророк Исхак (а.с.):
Необходимо знать, что дух Ибрахима (а.с.) возник из тайны бытия, а его душа - из сонма идей. Так Исмаил (а.с.) обрел бытие, а Исхак стал главой многочисленного рода.
Источником духа пророка Исхака (а.с.) стало имя Всевышнего Аль-Мутакаббир (Обладатель истинного величия).
Его разум и сердце олицетворяют имя Ар-Рауф (Сострадающий), ибо он был очень сострадателен к верующим.
Источником его души были имена Аль-Вакиль (Покровитель) и Аль-Баис (Воскрешающий после смерти и ниспосылающий пророков). Вот поэтому он стал покровителем святых духов и прародителем многих пророков.
Пророк Йакуб (а.с.):
Когда в мире возникла нужда во многих пророках, первым на свет появился Йакуб (мир ему). Он был хранителем указаний предыдущих посланников Аллаха. У пророка Йакуба родились двенадцать сыновей, и Всевышний Аллах сделал одного из них зеркальным отражением божественной красоты. Увидев его прекрасный лик, Йакуб пришел в сильное изумление. Вот поэтому эта красота пропала из его взора, он расстался со своим сыном Йусуфом. Пророк Йакуб (а.с.) перенес много горя, так как за сильной любовью часто следует много печали. Недаром великие говорили:
- За любовью следует красота, за красотой - беды, а за бедами - большая печаль.
Истина пророка Йакуба (а.с.) исходила от имени Аль-Кабир (Великий), поскольку он был патриархом сынов Исраиля и родоначальником пророков.
Его разум и сердце олицетворяют имя Аль-Вадуд (Любящий), так как он полюбил божественную красоту, которую увидел в своем сыне Йусуфе, и привязался к ней всем сердцем.
Его душа была освещена именами Аль-Халик (Создатель) и Аль-Бари (Создающий без изъянов), поскольку он создал многочисленную семью.
Из книги "Анваруль-ашикын"