Человек – существо социальное, он нуждается в обществе других людей и очень негативно воспринимает одиночество. Любовь к социальности и потребность в эмоциональной привязанности заложено в самой природе человека.
«Верующий, который находится среди людей и проявляет терпение к их обидам, лучше верующего, который отдалился от людей и не терпит их обид» – сказал пророк Аллаха (ﷺ) в своем известном хадисе. Отсюда, нахождение человека в обществе является богоугодным делом, а беспричинное отдаление от людей порицается в религии ислам. Главным доказательством того, что ислам призывает к социальности, является тот факт, что главной темой в исламском праве после поклонения считается «му'амалят». Это обширный раздел в науке фикх, изучающий людские взаимоотношения (никах, торговля и так далее).
В суре «Железо» Всевышний Аллах поведал, что не предписывал людям монашества: «В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили так, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха). Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (аль-Хадид, 27).
Подобное отдаление от людей, монашеский образ жизни ведет к разладу в обществе, ведь праведные, ученые люди должны вести за собой своих братьев по вере. Если же ученые и праведники будут отдаляться от общества, оно в скором времени может прийти к гибели.
Однако существуют определенные причины, по которым человеку лучше быть одному, чем в окружении людей. Главной причиной этого является нечестивое общество. Если человек не может влиять на нечестивых людей, а напротив, сам подвергается их негативному влиянию, для него будет лучше отдалиться от них.
У одиночества, кроме защиты от влияния нечестивого общества, есть и другие пользы. Имам аш-Шафии (р.а.) о некоторых из них вкратце сказал: «Тот, кто хочет, чтобы Аллах раскрыл его сердце и одарил его знанием, пусть выберет для себя одиночество и отдаление от невоспитанных, невежественных людей» («Бустан аль-арифин», имам ан-Навави).
Человек должен тянуться к праведному обществу и отдаляться от общества нечестивцев, ведь нахождение среди нечестивцев отравляет душу человека сильнее, чем яд отравляет его тело. Имам аль-Газали (р.а.) учил нас, что нахождение в обществе грешников постепенно приводит к симпатии к ним и их идеям. Через определенное время человек, находящийся в подобном обществе, уже начинает относиться к грехам так же легкомысленно, как и эти грешники. Именно поэтому Пророк (ﷺ) говорил: «Одиночество лучше общества грешных людей, а общество праведников лучше одиночества» (аль-Хаким, аль-Байхаки).
Как уже говорилось в начале статьи, ислам призывает к социальности и порицает одиночество. Если человек окружил себя обществом мусульман, то лучше ему быть среди них, соблюдать их права и выполнять свои обязательства в их отношении, и за это Всевышний обещает великую награду. Однако ученые все же советуют периодически отдаляться от общества и посвящать время самому себе.
Один из них говорил: «Человеку следует время от времени проводить время в одиночестве, чтобы размышлять над своим положением, чтобы укрепить свою связь с Господом, отчитать себя за совершенные грехи и прийти к покаянию».