Наставление пятницы: не ведите себя так, будто не нуждаетесь в Аллахе

«Но нет! [Он же неблагодарен] Человек переходит границы [дозволенного]. [Переходит их] Потому что считает, будто не нуждается [в Аллахе]» (Аль-Аляк, 6-7).

Недостаток смирения приводит человека к гордыне и тщеславию, а его избыточность означает унижение. Как и в любом другом вопросе, в данном случае наша религия также рекомендует избегать крайностей и соблюдать меру. Ибо гордыня и тщеславие лишают человека милости Аллаха в ахирате. К тому же из-за этих качеств человек теряет не только достоинство перед Аллахом, но и уважение других людей. А между тем, если вместо этого человек будет обладать смирением, то привлечет этим внимание Аллаха и заслужит уважительное отношение людей.

Не случайно Всевышний Аллах хочет, чтобы Его рабы обладали этим качеством, и говорит: «И рабы Милостивого – это те, кто ходит по земле смиренно, а когда к ним обращаются невежды, они говорят: «Мир! [Идите с миром, мы не собираемся с вами спорить]» (Аль-Фуркан, 63).

Обладающий таким прекрасным качеством Аллах, прежде всего потребовал это и от Своего любимого посланника Мухаммада (с.а.с.) повелев ему так: «И будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой» (Аш-Шу‘ара, 215).

Руководствуясь повелением, наш прекрасный Пророк (с.а.с.) всю свою жизнь демонстрировал такое смирение, которого не было ни у кого кроме него. Тем, кто подходил к нему с боязнью, он обычно говорил: «Я такой же человек, как и вы». Наверное, не было преувеличением, когда сподвижники говорили, что любили нашего Пророка именно из-за этого свойства его характера. Человек любого положения и социального статуса мог спокойно говорить с ним и завести с ним равные, товарищеские отношения.

«Он ни разу не сказал мне даже «уф»
Девять лет проживший рядом с нашим Пророком (с.а.с.) и выросший около него Анас ибн Малик говорил о нем: «Он ни разу не сказал мне даже «уф». Он никогда не говорил напрямую о чужих недостатках. Обычно перед людьми он высказывался так: «Некоторые поступают таким образом...»
01.06.2021
4282

Примеры такого смирения легко можно найти на любом этапе биографии этого великого и одновременно очень простого человека. К примеру, наш досточтимый Пророк (с.а.с.) сам делал заплатки на свою прохудившуюся одежду, чинил свою обувь, доил коз и овец. Во время строительства мечети он на своей спине таскал кирпичи (Имам Бухари, «Рикак», 17). И это лишь некоторые примеры его смиренности.

Если мы взглянем на историю человечества, то найдем там множество примеров, как люди, обладающие властью и могуществом, превозносились и возвеличивали себя, а остальных людей подвергали унижению, гнету и насилию. А в итоге сами заслуживали свою погибель, а затем оказывались всеми забытыми. И напротив, всегда с добром вспоминают тех личностей, которые с уважением относились к другим.

Дети Адама сотворены нуждающимися во многом, и нет никаких причин для того, чтобы гордиться и превозноситься над другими. Если внимательно посмотреть, то все мы от пяток до макушки утопаем в нужде и потребностях. Так уж мы сотворены. В таком случае, зачем же быть горделивыми и тщеславными? От человека не зависит даже моргание его собственных глаз, он не может даже остановить рост своих ногтей и волос. Человек в очень и очень многом нуждается. И как же он может чувствовать себя полностью автономным, ни в ком не нуждающимся, не зависящим от своего Создателя? Не случайно Священный Коран бросает нам это прямо в глаза: «И не ходи по земле надменно, ведь ты не проделаешь в земле дыру [тяжестью своего высокомерия] и не достигнешь высоты гор!» (Аль-Исра, 37).

Для человека правильнее было бы помнить о том, что когда-нибудь наступит день его смерти, и ему придется держать отчет за все, а поэтому действовать более аккуратно и внимательно.

Тем более что Всевышний Аллах дал в распоряжение человека все, что есть на земле и небесах, но в то же время сообщил ему, что не оставит его без присмотра. Человек создан склонным к добру и злу, и в этом проявляется мудрость божественного сотворения и тайна человеческого испытания. Поистине, все умственные и сердечные наклонности человека пригодны для использования, как для добра, так и для совершения зла. Вот поэтому и были направлены пророки и посланники Аллаха, что помочь человеку в поисках истины, наставлять его на путь добра и справедливости. Если мы станем действовать в рамках установлений и запретов нашей религии, то это принесет счастье и спокойствие нам самим и нашим близким в этом мире и станет причиной нашего спасения в ахирате.

Социальные комментарии Cackle