Есть такая пословица: «Моя хата с краю – ничего не знаю!». Она говорит о нежелании человека быть причастным к чему-либо ради своего личного спокойствия. Хотя часто люди интерпретируют её с положительной стороны, как правильное действие (отказ влезать не в своё дело), это не совсем так.
Да, одними из похвальных качеств мусульманина считается занятие своими делами, отсутствие праздного любопытства и склонности к сплетням, о чём и говорил посланник Аллаха ﷺ: «Лучшее проявление ислама в человеке – оставление им того, что его не касается» (Тирмизи).
Однако следует различать границы между праздным интересом/участием, эгоистичной беспечностью относительно происходящего вокруг и личным чувством ответственности за это, диктуемой совестью, религиозно-нравственными аспектами.
Ведь Всевышний с самого начала возложил на человека обязанность соблюдать порядок во всех сферах жизни на земле, сохранять духовную чистоту и нравственные устои в обществе на основе единобожия, что возможно, только если люди следуют прямому пути, взял за это клятву, известную как «Аль-Мисак»:
«Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем!». Это – для того, чтобы в день Воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого» или же не говорили: «Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?» Так Мы разъясняем знамения, – быть может, они вернутся на прямой путь!» (Аль-Араф, 172-174).
Читайте также: Лучшее качество мусульманина
Поэтому верующие не имеют права снимать с себя ответственность за проникновение в общество разного рода духовных болезней, обманываясь тем, что это их не касается. Необходимо принимать посильные меры в попытке исправить ситуацию, как минимум, молиться Аллаху, порицая происходящее.
В зависимости от полномочий и занимаемых должностей, люди способны повлиять на многие вещи для того, чтобы общество расцветало и обрело благословение Аллаха. Именно к такой системе регулирования в нём порядка призывает Пророк ﷺ, говоря:
«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит его собственноручно. Если же не имеет возможности на это (не обладает силой, полномочиями и прочее), пусть изменит своим языком (наставлением), а если не сможет и так, пусть воспротивится своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры» (Муслим).
Читайте также: Почему мусульманам следует давать милостыню от имени своих родителей?
Из данного хадиса ясно одно: каждый мусульманин так или иначе участвует в проявлении ответственности и богобоязненности, избегая равнодушия к греховному. В противном случае Господь предупреждает о наказании за него:
«Аллах уже низвёл вам в Писании, что когда вы слушаете знамения Аллаха, в которые не веруют и над которыми издеваются, то не сидите вместе с ними, пока они не погрузятся в другой рассказ, ведь тогда вы становитесь подобны им. Поистине, Аллах соберёт всех лицемеров и неверных в Геенне!» (Ан-Ниса, 140);
В хадисе сказано: «Если люди видят порицаемое и не изменяют его, то будут они близки к тому, что Аллах подвергнет Своему наказанию их всех» (Ибн Хиббан).
Во времена праведных предшественников верующие ревностно следили за состоянием не только общества, но заботились и о каждом отдельном его члене. Стоило кому-то на некоторое время исчезнуть из поля зрения (например, не прийти в мечеть на намаз, а тогда ходить на все пять намазов в мечеть было нормой для мужчин), к нему непременно наведывались, чтобы узнать, всё ли у него в порядке.
В случае же, когда становилось известно, что кто-то из них встал на путь греха, они всем джамаатом старались помочь ему избавиться от этого. Ведь впадение в грех одного сродни заболеванию опасным вирусом, который может распространиться на других, открывая дорогу всевозможным духовно-нравственным болезням.
Сегодня практически во всём мире греховное стало нормой жизни для большинства людей, и верующим ничего не остаётся, кроме как жить в таких условиях, не имея возможности что-то существенно изменить: общество утратило единство и право защищать моральные ценности, открыто порицать порицаемое.
Но всегда есть сердце, которое ни для кого, кроме Господа, не досягаемо. Поэтому мусульманин должен серьёзно заботиться о его состоянии:
«Тот из вас, кто проживёт достаточно долго, будет близок к тому, что когда он увидит нечто порицаемое, то ничего не сможет поделать, и только Аллаху будет известно, что сердцу его это ненавистно» (Хадис от Ибн Мас’уда).
То есть необходимо иметь хотя бы страх перед Всевышним, когда вокруг распространяется какая-либо смута:
«Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силён в наказании!» (Аль-Анфаль, 25).
А принцип жизни «Моя хата с краю…», совершенно не подобает духовному облику искреннего верующего. Ведь любая безответственность повлечёт ответ перед Господом.