Ни одно качество верующего не ценится так, как исар, - способность отдать последнее, предпочтение окружающих самому себе. Самоотверженный человек щедро тратит свое время и всегда готов оказать помощь и поддержку другим.
Противоположность самоотверженности – эгоизм. Эгоистичный человек озабочен только своим собственным благополучием, а помощь другим людям воспринимает как тяжкое бремя.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).
Благочестивые сподвижники стремились претворить эти слова посланника Аллаха (мир ему) в жизнь в полной мере. Есть многочисленные примеры их готовности жертвовать собой и своими желаниями ради своих братьев по вере.
Мухаджиры и ансары
Один из самых ярких примеров самоотверженности и готовности пожертвовать собой – ансары. Многие мусульмане, совершившие хиджру в Медину, вынуждены были бежать, оставив в Мекке все свое имущество. Чтобы облегчить страдание мухаджиров, Посланник Аллаха (мир ему) побратал переселенцев и мединских мусульман между собой. Их связь друг с другом была такой сильной, что на протяжении некоторого времени им было разрешено даже наследовать друг от друга.
Когда гость дороже собственных детей
Сообщается от Абу Хурайры: «Однажды к Пророку (мир ему) пришёл человек, сказавший ему: «Поистине, я в трудном положении и голоден!». Услышав это, посланник Аллаха (мир ему) отправил кого-то к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!».
Тогда он послал его к другой своей жене, но и она сказала подобное. И так ответили все жёны Пророка (мир ему): «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!».
Тогда Пророк (мир ему) спросил: «Кто примет этого человека к себе в гости этой ночью?». Один из ансаров откликнулся: «Я, о посланник Аллаха», – после чего он увёл его к себе домой и сказал своей жене: «Есть ли у тебя что-нибудь?». Она ответила: «Нет ничего, кроме еды для моих детей».
Он сказал: «Займи их чем-нибудь, если же они захотят поужинать, уложи их спать, а когда наш гость войдёт, потуши светильник и делай вид, что мы тоже едим». А потом они сели на свои места, гость поел, а они легли спать голодными. И когда наутро хозяин дома пришёл к Пророку (мир ему), он сказал: «Аллах доволен тем, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!» (Бухари, Муслим).
Коран об ансарах
Всевышний Аллах неоднократно упоминает самоотверженность ансаров в Коране: «А те, которые жили в доме и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Сура «аль-Хашр», аят 9).
А также: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Сура «аль-Инсан», аят 8-9).
Как стать более самоотверженным?
Во-первых, необходимо помнить, что наша жизнь – это испытание:
«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (Сура «аль-Мульк», аят 1-2).
Понимание нашего предназначения в этой жизни поможет правильно расставить приоритеты.
Во-вторых, мы должны помнить, что обещанное нам в следующей жизни лучше того, что мы можем получить в этой.
Всевышний Аллах говорит:
«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Сура «ас-Саджда», аят 17).
Всевышний Аллах говорит в Священном хадисе:
«Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чем не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека» (Бухари).
Стремление к райским благам способно помочь человеку отрешиться от этого мира.
В-третьих, в Исламе бесчисленное множество способов совершать благодеяния.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Каждый сустав в теле человека, каждый день, должен давать садака. Справедливо рассудить тяжбу двух людей – это садака. Помочь человеку сесть верхом на верховое животное, или помочь погрузить груз на него – это садака. Каждый шаг, сделанный на пути к мечети, для совершения намаза – это садака. Убрать с дороги то, что может причинить неудобство, проезжающим по ней, так же является садака» (Бухари, Муслим).
И, наконец, стоит начать с тех дел, которые мы сможем совершать постоянно.
«Однажды Пророка (мир ему) спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?», на что он ответил: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Бухари, Муслим).
Важно помнить, что самоотверженность дарителю приносит больше пользы, чем получателю. Это качество оказывает на общество колоссальный позитивный эффект.
Акты самоотверженности укрепляют связь между членами общества и ведут к увеличению доброты и милосердия между людьми. Самоотверженность разрушает барьеры между людьми и ведет к добру и взаимопониманию во всем мире.
Islam-today