Благой нрав в двух словах: «Не гневайся!»

Когда известного мухаддиса, ученого и аскета Абдуллаха ибн Мубарака, жившего во втором веке, попросили объяснить благой нрав в двух словах, он ответил: «Не гневаться!»

И когда у Посланника Аллаха ﷺ просили совет, он говорил: «Не гневайся!» И повторял эти слова по несколько раз. Мы и сами часто любим повторять эти слова: «Не гневайся!» При этом этот совет он давал не одному конкретному сподвижнику, а в разное время совершенно разным людям.

Позже один из сподвижников, который получил от Пророка ﷺ такой совет, поразмышляв над этим, сказал, что понял, что гнев включает в себя все плохое, что есть, вбирает в себя весь негатив.

Следовательно, в состоянии гнева человек теряет свой разум и воспринимает всё иначе. В этом состоянии он готов на многие безрассудные поступки, слова, может вести себя отвратительно, либо просто безумствовать.

Важно знать: Нравственность в исламе

Таким образом, не гневаться означает вести себя благонравно, стремиться к хорошим и праведным деяниям. Поэтому умение не поддаваться гневу рассматривается как высоконравственная черта. Даже впав в гнев, благонравный человек не станет идти на поводу у своих эмоций, предпринимать какие-то необдуманные действия, судить, подчиняясь своему гневу, не поддастся низменным страстям. Он будет остерегаться этого.

Другими словами, крайне важно даже в состоянии гнева не поддаваться этому, не быть заложником своих эмоций, уметь держать себя в руках, противостоять самому себе. Потому что разгневанный человек, к примеру, не способен рассуждать здраво и принимать правильные решения, судить по справедливости.

Что бы человек не собрался предпринять в состоянии гнева, ничего хорошего из этого не выйдет, он бывает способен совершить лишь что-нибудь мерзкое. Так как в состоянии гнева у него переворачивается все внутри с ног на голову. Его физическое состояние кардинально меняется. Известно, что вспыльчивые, поддающиеся гневу люди подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркту.

Думаю, все мы встречались и наблюдали за тем, как меняется состояние человека в гневе, и хоть раз видели разгневанного человека. Гнев способен в мгновении ока лишить человека всякого благоразумия.

Тем не менее, как бы мы не гневались, это не должно стать препятствием для нашей справедливости. Нельзя позволять гневу превращать нас из благонравного человека в нечто плохое. Нельзя допускать того, чтобы, поддавшись гневу, мы перестали быть верными своему слову, то есть необходимо сдержать слово даже будучи в гневе.

Высокая нравственность как основа веры

Какие же наставления приводятся в Сунне, чтобы не поддаваться разрушительной силе гнева?

1. Чаще произносить: «А‘уузу билляхи минаш-шайтаанир-раджиим. Бисмилляхир-рахманир-рахим», – пока его гнев не пройдет.

2. Менять положение своего тела. Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал тому, кто разгневался, сесть, если он стоит, лечь, если сидит. Одним словом, изменить положение своего тела. Если вы стоите, то сядьте. Если вы сидите, то прилягте.

Для чего он советовал так поступить? Потому что, когда человек стоит, велика вероятность, что он может нанести вред своими движениями, ударить кого-то или совершить другой неблаговидный поступок. Другое дело, если он сидит или лежит. Для того, чтобы ударить, ему сначала придется встать, а это уже тяжелее.

3. Замолчать. Еще одно наставление Пророка ﷺ тем, кто разгневался: замолчать, не говорить ничего, суметь держать язык за зубами.

4. Совершить омовение. Гнев от шайтана, а шайтан создан из огня. Прохладная вода помогает потушить огонь, успокоить, погасить пыл. И это очень верная рекомендация, чтобы справиться с гневом.

5. Произнесение салавата. Если вы разгневались на кого-то или на что-то, скажите: «Аллаахумма салли саййидина Мухаммад», – и ваш гнев постепенно отпустит вас.

Умение сдержаться, не потерять контроль, не поддаться гневу – лучшее, что может сделать человек. Если человек проглотит обиду, не даст волю своему гневу, Всевышний Аллах наполнит его сердце верой. Так говорится в одном из хадисов Посланника Аллаха ﷺ: «Настоящий богатырь не тот, кто обладает силой и способен победить противника в бою, а тот, кто способен владеть собой в гневе».

Другими словами, человек, который может сдержать свой гнев, проявить терпение, сможет противостоять разрушительной силе гнева, что бы его не вызвало, то есть не даст этому состоянию все разрушить, не позволит себе ругаться, материться, распускать руки, бить, крушить, причинять вред будь то языком, рукой или ногой и так далее, то это, поистине, самый достойный из людей.

Умение противостоять своему гневу – великое достоинство, исключительная нравственная черта, возвышающая его над другими.

Но все мы люди, одним словом, все мы подвержены низменным страстям. Есть те, кто справляется со своим нафсом, воспитывает его, и есть те, кто не может противостоять ему. Поэтому есть люди, которые постоянно злятся и гневаются, они уже не могут по-другому.

Есть те, кто постоянно скандалит, ругается. И это уже проявление характера, заложенной природой черты. И это уже не изменится, спросите вы. Да, это почти невозможно, так как это выражение истинного нрава. Но ведь не зря говорят, ахляк (нравственность) человека меняется, а вот характер никогда.

Главный признак благородного человека

Нравственность можно привить, воспитать, этому можно обучить, так как человек обучаем, его возможно перевоспитать. Таким образом, человека можно обучить хорошим манерам, привить полезные привычки, научить вежливости.

Если бы это было не так, то стоило бы давать людям руководство, указания, правила?! Был бы смысл в ниспослании верного руководства в виде Благородной Книги, в виде Корана? Как можно было бы заставить людей повиноваться целому ряду приказов и запретов?

Иначе был бы смысл во всякого рода указаниях, как нам следует себя вести, а как поступать не следует? Все это говорит нам о том, что если человек будет следовать велениям, избегать запретного, то он будет хорошим человеком.

В противном случае, если он будет нарушать все указания, последует плохим путем, то окажется в числе потерпевших урон, нанесет вред самому себе. Соответственно, направившись верным путем, всем сердцем устремившись к благому, мы сами станем благонравными хорошими людьми, а если мы повернемся лицом в сторону зла, то непременно нафс одержит победу над нами.

Если мы хотим уберечь себя от вреда гнева, нам следует оберегать наши руки и язык, хорошо владеть собой. Необходимо по возможности стараться совсем не впадать в гнев. Тем не менее, все мы люди. И если мы все же поддались гневу, необходимо держать себя в руках, владеть собой. И пусть Всевышний Аллах поможет нам в этом!

Гульназ Ситдикова

Фото: elements.envato.com, shutterstock.com

Социальные комментарии Cackle