Абу Муслим аль-Хавалани (да помилует его Аллах) относительно воспитания своего нафса сказал: «Знаете ли вы такую, которая, если я проявлю к ней почтение, избалую ее и дам волю, опозорит меня завтра перед Аллахом, а если я заставлю ее усердствовать, завалю делами, и тем самым вызову ее гнев, то завтра я останусь этим доволен?» Его спросили: «Кто же это?» Он ответил: «Это, клянусь Аллахом, мой нафс».
Великие ученые и праведники нашей Уммы хорошо знали, что из себя представляет человеческий нафс. Они лучше других понимали, какие последствия могут быть у потакания страстям и желаниям ненасытного нафса. Не заботясь о недостатках других, они все свое время уделяли воспитанию своей души и борьбе с ее наущениями.
Фудайл ибн Ияд (да помилует его Аллах) говорил: «Пусть тебя беспокоит только твоя персона, и не беспокоят другие, ведь тот, кто обеспокоен другими, будет обманут». Также Фудайл говорил: «Не те из нас достигли (совершенства в религии), кто много молился и много постился, а те, кто проявлял великодушие, имел непорочное (искреннее) сердце и делал наставление братьям по вере».
Сообщается, что Джиср Абу Джа'фар сказал: «В один из дней праздника жертвоприношения я заглянул к Юнусу ибн 'Абиду. Он сообщил мне: «Абу Джа'фар, мы заклали столько-то овец. Однако я думаю, у меня ничего не будет принято». Затем он добавил: «Боюсь, что я не из тех, у кого принимается дела», а потом он поклялся еще большим: «Боюсь, даже, что я окажусь из обитателей Ада».
Такой страх за себя и уверенность в своей слабости и своих упущениях был присущ нашим предшественникам, которые были примером нам во всем. У них не было высокомерного отношения к людям, так как они знали свои недостатки, а также то, что их вера и богобоязненность являются дарами Аллаха, которые Он может отнять по причине грехов. Абдулла ибн Мухайриз (да помилует его Аллах), когда его хвалили, говорил: «Откуда тебе знать (обо мне)?»
Главной целью предшественников было служение Аллаху, и то мирское, что они имели, не отвлекало их от этого. Имущество не владело ими, это они были владельцам своего имущества.
Ибн аль-Асвад (да помилует его Аллах) рассказал удивительную историю о великом сподвижнике Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Один человек построил дом в Медине. Однажды, когда строительство было уже завершено, мимо проходил Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), в то время как владелец стоял возле двери своего нового дома. Он обратился к сподвижнику: «Стой, о Абу Хурайра, скажи, что мне написать над дверью?» Абу Хурайра ответил, а в это время рядом стоял один бедуин: «Напиши над дверью: «Строй, зная, что это будет разрушено; рожай ребенка, зная, что ты его потеряешь; копи имущество, зная, что оно достанется наследникам». Бедуин воскликнул: «Как же ужасно то, что ты сказал сейчас, шейх». Хозяин дома сказал ему: «Горе тебе, это же Абу Хурайра – сподвижник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)!»
Каждый день может стать последним. С таким убеждением жили праведники, поэтому они не копили богатства и не строили больших надежд на свое будущее в этом мире. Счастлив тот, кто последует совету великого аскета и ученого, Фудайля ибн Ияда.
Хасан ибн 'Али аль-'Абид рассказывал: «Как-то Фудайл ибн 'Ияд спросил одного человека: «Сколько тебе лет?» Тот ответил: «Мне уже 60 лет». Ученый изрек: «Значит, ты уже 60 лет идешь к встрече с Господом и вот-вот завершится твой путь». Мужчина сказал на это: «Абу 'Али, все мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение». Фудайл спросил: «Знаешь, о чем говоришь?» Тот сказал: «Да, все мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение». Тогда ученый спросил: «Знаешь толкование этих слов?» Тот сказал: «Расскажи нам, Абу Али». Фудайл сказал: «Слова: «Мы принадлежим Аллаху» значат: «Мы рабы Аллаха и к Нему вернемся». Пусть тот, кто знает, что он – раб Аллаха, и что его возвращение к Нему, понимает, что он предстанет перед Всевышним и будет спрошен. Поэтому пусть готовит заранее ответ на вопрос». Мужчина спросил: «В чем секрет (или какой выход из этого положения)?» Аль-Фудайл ответил: «Делай благое в оставшийся срок, тебе будет прощено то, что было и будет. Если же ты будешь нечестивым в оставшийся срок, то будешь спрошен и за прошедшие, и за оставшиеся дела».
Взято из книги «Раудат аз-захидин»