В исламской литературе слова, действия и поступки нашего Пророка ﷺ, а также то, что он одобрял, называются хадисами. Аллах послал Коран нашему дорогому Пророку ﷺ, который просвещал людей во всём, примирял их в случаях разногласий и наставлял их на путь истинный.
Затем Он пожелал, чтобы он довёл до людей, то есть передал им Его послания. Поэтому именно Посланник Аллаха ﷺ понимает Коран лучше, чем кто-либо другой, и лучше знает то, о чем говорит Аллах в аятах. То, что Коран есть слово Аллаха, мы узнаём из того, что сообщил нам Пророк Мухаммад ﷺ.
Тот факт, что кто-то говорит, будто слова, действия и поведение нашего Пророка ﷺ не являются ценными и внушающими доверие, несовместим с убеждением, что Коран – это слово Аллаха.
После того, как наш пророк передавал людям аяты, он объяснял их на словах, а иногда и показывал, как их не обходимо применять на практике. Некоторые положения в Коране описаны в общем, и на нашего Пророка ﷺ возлагалась обязанность их подробно объяснять. Опять же, наш Пророк ﷺ научил нас, как выполнять некоторые заповеди. Например, в Коране от мусульман требовалось совершать намаз, но не было указано, как он должен быть совершен и количество ракаатов, не было пояснений касательно времени, когда он должен быть осуществлён.
Точно так же говорится о необходимости совершения таких важных поклонений в религии Ислама, как жертвоприношение, хадж и закят, но объяснение того, когда и как это нужно делать, возлагалось на досточтимого Пророка ﷺ. Как мусульмане, мы изучаем всё это из хадисов нашего Пророка ﷺ.
Досточтимый Пророк ﷺ был далёк от слов, поведения и воззрений, которые противоречили откровению. Его объяснения были под надзором нашего Господа, так как он был Посланником Аллаха ﷺ.
Хадис, который помогает пережить любые испытания
В процессе откровения мы видим, что некоторые слова и действия нашего Пророка ﷺ были исправлены Аллахом снова через откровение.
Наш Господь сказал: "Он не говорит по прихоти. Это - всего лишь откровение, которое внушается" (Наджм, 3-4), – ясно давая понять, что наш Пророк ﷺ находится под Его наблюдением.
Хадисы досточтимого Пророка ﷺ были записаны при очень тщательном изучении, и были приняты все меры, чтобы они не перепутались с Кораном. Известно, что Пророк ﷺ специально предупреждал своих сподвижников об этом.
Не были приняты хадисы, передаваемые не то что людьми, которые известны в обществе как лжецы, а даже теми, кто обманывал животных, когда подзывал их к себе, обманывая, что у них в руке есть еда.
В конечном счёте, хадисы являются самым важным источником, который разъясняет нам аяты Корана и направляет нас в нашей религиозной жизни. Для того, чтобы понять и выполнить религиозные заповеди и запреты, нам нужно руководство нашего Пророка ﷺ. В противном случае мы не будем знать, как понимать и выполнять поклонение и заповеди, посланные Аллахом в Коране для того, чтобы мы служили Ему.
В настоящее время те, кто отвергает хадисы, утверждая, что слова Пророка Мухаммада ﷺ дошли до нас путём, не внушающим доверия, опять же прибегают к комментариям и разъяснениям других людей, чтобы понять Коран. Иногда люди для того, чтобы понять Коран, опираются не на хадисы досточтимого Пророка ﷺ, а на свои собственные суждения.
Это приводит к различным толкованиям поклонения и религии. Самая важная причина, по которой другие Авраамические религии подверглись искажению, заключалась в том, что такая группа, как класс священнослужителей, руководила людьми в соответствии со своими взглядами, утверждая, что это является словом Аллаха.
Коран или Сунна: зачем нам нужны хадисы?
Наш Господь подкрепил Ислам и Коран действиями и словами нашего Пророка ﷺ и на протяжении веков связал понимание Корана с его разъяснением и применением.
Ольга Тюркмен