«Неужели люди полагают, что их оставят без испытания?»

Фото: niruti Puttharaksa / shutterstock.com.

Фото: niruti Puttharaksa / shutterstock.com.

أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ لم

«Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят без испытания только за то, что они сказали: «Мы уверовали»?» (Аль-Анкабут, 1-2).

Мукатил говорит, что аят был ниспослан о невольнике ‘Умара ибн аль-Хаттаба Михдже ибн ‘Абдуллахе, первом шахиде ислама, погибшем в сражении при Бадре от стрелы, пущенной Амром ибн аль-Хадрами. Это тот Михджа, о котором Пророк ﷺ сказал: «Михджа - покровитель всех мучеников за веру».

Когда он погиб в битве при Бадре, его родители и его жена громко рыдали, и про них Аллах Всевышний ниспослал этот аят, в котором сообщил, что на пути Аллаха они обязательно подвергнутся испытаниям и что их ждут трудности.

Аят, ниспосланный ко всем неверующим

В риваяте от ‘Абдуллаха ибн Убайда ибн Умайра он говорит так: «Этот аят был ниспослан об Аммаре ибн Йасире, Айяше ибн Аби Рабиа, аль-Валиде ибн аль-Валиде и Саляме ибн аль-Хишаме, которые на пути Аллаха подверглись мучениям и пыткам».

Хотя на первый взгляд и кажется, что речь идет о разных причинах ниспослания, но легко заметить общность их содержания, если брать во внимание, что везде говорится о подвергшихся пыткам со стороны мушриков слабых мусульманах, ради сохранения своего имана грудью противостоявших любым трудностям. И аят был ниспослан о них и других подобных им. Иначе говоря, сказанное в аяте относится не только к упомянутым мусульманам, но и ко всем оказавшимся в такой ситуации.

«Асбабун-Нузуль»

Социальные комментарии Cackle