«Мы не возлагаем на человека то, что не в его силах. У Нас есть [Сохраненная] Книга, говорящая истину. С ними [рабами Аллаха] не поступят несправедливо [в Судный день – награда за праведные поступки не будет уменьшена, а наказание за грехи не будет увеличено]» (Аль-Муминун, 23:62).
Всевышний Аллах сотворил этот мир, чтобы он стал для людей испытанием.
«Аллах сотворил небеса и землю в истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» (Аль-Джасийа, 45:22).
В ахирате к людям будут относиться по-разному в зависимости от того, что они заслужили (Аль-Хадж, 22:10). Чтобы заслужить прекрасную награду, человек не должен совершать несправедливость по отношению к себе. А эта несправедливость совершается, если он нарушает ограничения, установленные Аллахом. (Ат-Талак, 65:1). Некоторые люди выходят за эти пределы, пренебрегают совершением поклонения и благих дел, сходят с прямого пути (сират мустаким) и создают ложные пути и идеологии. Этих людей, настолько сильно выходящих за установленные границы, разные беды могут ожидать не только в ахирате, но и в этом мире. Всевышний Аллах в Коране сообщает, какой конец ожидает такие общества.
В Коране подчеркивается, что умма Мухаммада состоит из трех групп. В первую из которых входят те, кто совершают несправедливость по отношению к себе, во второй группе те, кто опережают других в добрых делах, а между ними находится средняя умеренная группа. (Фатыр, 35:32) Здесь нам нужно задать себе вопрос: к какой группе из этих трех, упомянутых в Коране, мы относимся?
Человеку свойственно нарушение установленных Аллахом ограничений. В одном из хадисов наш Пророк (с.а.с.) передал:
«Если бы люди не совершали грехов, Аллах привел бы вместо них других людей, совершающих грехи» (Тирмизи).
Это значит, что у каждого человека имеется обязательная доля ошибок, хотя эти ошибки у каждого разные. Иногда даже пророки чувствовали свое приближение к этой границе и просили у Аллаха прощения. Обращения ко Всевышнему пророков Юнуса (а.с.) и Мусы (а.с.), приведенные в Коране, являются этому примером. Сюда же можно добавить молитву Балкис, царицы Савской (Аль-Анбия, 21:87; Аль-Касас, 28:16; Ан-Намль, 27:4).
Аллах не нарушает Своего обещания (Ар-Рум, 30:6). Того, кто в Него уверовал и совершал благие дела ради Его довольства, Аллах введет в Рай, как и обещал. А того, кто не уверовал, в результате совершенных злодеяний и несправедливости, Он подвергнет мучениям в Аду. Однако у каждого есть шанс принести покаяние до тех пор, пока не наступила смерть.
Совершение человеком несправедливости по отношению к себе часто приводит и к насилию по отношению к другим людям. Аллах обещает Свою помощь тем людям, которых подвергают угнетению. Даже если не с первого раза, то при повторном нарушении их прав рука помощи обязательно им будет протянута (Аль-Хадж, 22:60). Те, кто совершают насилие, попав в такое положение, постараются отрицать свою несправедливость (Ан-Нахль, 16:28). Однако у них не будет такой возможности, поскольку в Судный день все выйдет наружу.
Всевышний Аллах в Коране передает, что Он ни в коем случае не совершит несправедливости по отношению к людям «даже весом в мельчайшую частицу» (Ан-Ниса, 4:40), «даже весом с горчичное зернышко» (Аль-Анбия, 21:47), «даже на величину нити на финиковой косточке» (Ан-Ниса, 4:49).
Во время Судного дня будет представлена открытая книга, в которой все будет подсчитано, не будет упущен ни один грех. Тогда у грешников не будет возможности оправдаться (Аль-Кахф, 18:49).
Иногда человек совершает столько зла и насилия, что из-за этого на суше и на море возникают беспорядки, зло, волнения, как об этом сказано в Коране (Ар-Рум, 30:41). Сейчас как раз время вспомнить этот аят, так как именно в наши дни мы наблюдаем нарушение экосистемы Земли, всемирное потепление и таяние полярных ледников. Перед лицом таких катаклизмов мы имеем возможность на горьком опыте убедиться, что означает совершение человеком несправедливости по отношению к себе.
К этим природным явлениям нужно еще добавить более 25 миллионов погибших в региональных и гражданских войнах после 1946 года и еще 45 миллионов беженцев, покинувших родные места в результате военных действий, и многие миллионы страдающих от голода, нищеты, эпидемий. Вот после этого станет еще более понятно, что значит совершение человеком насилия по отношению к себе. В той открытой книге Судного дня, о которой говорится в Коране, конечно же, будет детальное изложение всех этих событий. Будет за них и воздаяние в виде награды или наказания, превышающее все представимое в этом мире. Пусть никто не считает, что за страдания маленьких девочек, оставленных умирать, никому не придется отвечать. Аллах справедлив.
«Аллах не желает поступать с мирами несправедливо» (Ãли Имран, 3:108).
Однако Он не оставит без наказания тех, кто его заслужил. Ведь Он способен на возмездие (Аз-Зумар, 39:37).
Человеку дана возможность самому выбирать между обещанными Аллахом благами и обещанным наказанием. Поскольку Аллах исполняет Свои обещания, нам нужно воспользоваться предоставленным шансом, отречься от наших грехов и попросить у Аллаха прощения.
Завершим нашу тему одной молитвой-дуа из уст нашего любимого Пророка (с.а.с.):
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от нищеты, бедности, от огорчений. Я прибегаю к Твоей защите от угнетения других и от несправедливости по отношению к себе» (Сборник хадисов имама Абу Дауда).
Из книги «Наставления из Корана»