«Не води дружбу с человеком, чьи слова и действия не подталкивают к Аллаху»

Фото: Garakta-Studio / elements.envato.com
Не води дружбу с человеком, чье состояние не вдохновляет тебя и чьи слова не подталкивают к Аллаху.
Пояснение: Не выбирай для себя духовным учителем (шейхом) того, кто своими поступками не напоминает тебе Аллаха, чьи речи не призывают на путь Аллаха.
Истинный шейх – это человек, при взгляде на которого его состояние напоминает об Аллахе, и который призывает людей на путь Аллаха. Если шейх не таков, то не следуй за ним.
Перед тем, как установить духовную связь с одним из шейхов, мюриду следует узнать, в каком духовном состоянии тот пребывает, и послушать его речи. Если он встретит шейха, своим духовным состоянием и речами ведущего к Аллаху, то ему надо постараться установить с ним духовную связь и всецело предаться ему, выкинув из сердца любые возражения.
Согласно тому, что сообщается в книгах по тасаввуфу, кто обладает одним из этих пяти особенностей, тот не подлинный шейх:
- незнание ислама,
- совершение поступков, из-за которых теряется уважение мусульман,
- занятия пустыми делами,
- постоянное потакание своим страстям,
- обладание дурным нравом, не придавая этому значения.
Кроме всего этого, шейху нужно соответствовать некоторым требованиям:
- знать хитрости нафса и способы его излечения,
- знать ступени и стоянки в пути,
- получение свидетельства о духовной преемственности (иджазата) от совершенного духовного учителя (камиль мюршида), сильсиля которого доходит до Расулюллаха,
- обладать высоким химматом (то есть быть независимым от всех, кроме Аллаха),
- по мере своих сил действовать в соответствии с шариатом.
Если брать себе в шейхи людей, не соответствующих этим требованиям, то это принесет мюриду не пользу, а только нанесет вред. В следующем хикмате тоже указывается на это.

Фото: YuriArcursPeopleimages / elements.envato.com
Дела, исходящие от воздержанного сердца, не умаляются. Дела же, исходящие от алчущего сердца, не приумножатся.
Пояснение: Человека, который отрекся от бренного мира, от его наслаждений (или же от всего, кроме Аллаха), называют аскетом (захид). А человека, склонного к мирским удовольствиям, называют алчущим (рагиб).
Дела, исходящие из аскетичного сердца, даже если их очень мало, весьма ценны перед Всевышним Аллахом. Дела же человека, имеющего сердечную привязанность к бренному миру, не имеют никакой ценности, даже если их очень много.
Вот хадис-шариф со схожим смыслом: «Малое количество дел, совершенных в сфере Сунны, гораздо лучше большого числа дел, совершенных в сфере вредных новшеств (бидгата)».
Разве есть больший бидгат, чем любовь к мирскому, погружение в нее? Ни во времена Расуль Акрама ﷺ, ни во времена благородных сахабов не было ничего подобного.
Пусть твоей целью станет исключительно Аллах
Хорошие деяния – результат хороших состояний. А хорошие состояния возникают из нисходящих в сердца озарений.
Пояснение: Деяния (амаль) – это действия физического тела, сформировавшегося в результате духовной борьбы. А состояния (ахваль) – это действия сердца. Стоянка же (макам) – это удовлетворенность сердца, обретение им покоя в определенном состоянии.
К примеру, если возьмем воздержание (зухд), то человек сначала проявляет старание и усердие, оставляет всё мирское, все удовольствия бренного мира, затем терпеливо перенося все трудности, обретает состояние зухда, аскезы. После этого милость Аллаха опускается в сердце, и человек в этом состоянии обретает душевный покой, получает удовольствие от такого состояния.
Следовательно, образование стоянки (макам) приводит к хорошему состоянию (халь), а хорошее состояние требует добрых деяний. Иначе говоря, хорошие деяния – это результат хороших состояний, они же появляются в результате достижения определенных стоянок (макам).
Из книги «Хикам аль-Атайя»
Читайте также:
-
Каковы правила поведения в мечети?
Вопрос:
Каковы правила поведения в мечети? Можно ли подобные правила повесить в мечети для всеобщего обозрения?
Ответ:
ذَكَرَ الْفَقِيهُ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي التَّنْبِيهِ حُرْمَةُ الْمَسْجِدِ خَمْسَةَ عَشَرَ أَوَّلُهَا أَنْ يُسَلِّمَ وَقْتَ الدُّخُولِ إذَا كَانَ الْقَوْمُ جُلُوسًا غَيْرَ مَشْغُولِينَ بِدَرْسٍ وَلَا بِذِكْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ أَحَدٌ أَوْ كَانُوا فِي الصَّلَاةِ فَيَقُولُ السَّلَامُ عَلَيْنَا مِنْ رَبِّنَا، وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ. وَالثَّانِي أَنْ يُصَلِّيَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ. وَالثَّالِثُ أَنْ لَا يَشْتَرِيَ وَلَا يَبِيعَ. وَالرَّابِعُ أَنْ لَا يَسُلَّ السَّيْفَ. وَالْخَامِسُ أَنْ لَا يَطْلُبَ الضَّالَّةَ فِيهِ. وَالسَّادِسُ أَنْ لَا يَرْفَعَ فِيهِ الصَّوْتَ مِنْ غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ تَعَالَى. وَالسَّابِعُ أَنْ لَا يَتَكَلَّمَ فِيهِ مِنْ أَحَادِيثِ الدُّنْيَا. وَالثَّامِنُ أَنْ لَا يُخَطِّي رِقَابَ النَّاسِ. وَالتَّاسِعُ أَنْ لَا يُنَازِعَ فِي الْمَكَانِ. وَالْعَاشِرُ أَنْ لَا يُضَيِّقَ عَلَى أَحَدٍ فِي الصَّفِّ. وَالْحَادِيَ عَشَرَ أَنْ لَا يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْ الْمُصَلِّي.
وَالثَّانِي عَشَرَ أَنْ لَا يَبْزُقَ فِيهِ. وَالثَّالِثَ عَشَرَ أَنْ لَا يُفَرْقِعَ أَصَابِعَهُ فِيهِ. وَالرَّابِعَ عَشَرَ أَنْ يُنَزِّهَهُ عَنْ النَّجَاسَاتِ وَالصِّبْيَانِ وَالْمَجَانِينِ وَإِقَامَةِ الْحُدُودِ. وَالْخَامِسَ عَشَرَ أَنْ يُكْثِرَ فِيهِ ذِكْرَ اللَّهِ تَعَالَى، كَذَا فِي الْغَرَائِبِ.
Факих Абу Лейс Ас-Самарканди (да помилует его Аллах Та’аля) в книге «Танбихуль-Гафилин» упомянул, что в отношении мечети есть 15 уважительных действий:
-
Какое дуа является наилучшим?
Чтение в конце намаза дуа «Раббана атина…» после ат-тахията, салли и барик является сунной. Некоторые хадисы и предания относительно пользы прошения у Всевышнего Аллаха благосостояния в мирской и вечной жизни посредством чтения этого дуа, которая упоминается в 201-ом аяте суры «Аль-Бакара», приведены ниже:
Как передается от Анас Ибн Малика (да будет доволен им Аллах!), больше всего пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) читал следующее дуа: «Раббана атина фиддунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кына газабаннар. О, Аллах, Господь наш, одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в огне».
-
Главные достоинства поста в месяц Рамадан
Пост – то, что заключает в темницу животное нашего нафса и берет его под контроль, и таким образом создаются обстоятельства, при которых еще ярче проявляются качества истинного человека: доброта, милосердие, сострадательность, щедрость, умение понять, простить, те чувства, которые есть в человеке, но которые иногда могут находиться в глубине натуры невостребованными.
-
Мусульманские могилы
Мусульманские могилы располагаются на специальной территории – мусульманских кладбищ, предназначенных для захоронения умерших, которые в жизни придерживались исламской религии. Национальная или расовая принадлежность почивших значения не имеет. Кладбища расположены за населённым пунктом и окружаются забором, которые являются ограждением от животных.
-
Событие, о котором повествуется в суре «Слон»
Абраха собрал огромное войско и направился в сторону Мекки, чтобы разрушить Священную Каабу, а ее благословенную землю на слонах перевезти в Йемен. В суре «Слон» повествуется об этом событии. Объединенное войско, состоящее из подданных Химьяритского царства, десятка знатных родов Йемена и до семисот арабов, отрезало путь войску Абрахи на подходах к Мекке.
-
Акика: все, что нужно знать
На какой день после рождения ребенка за него режут акика-курбан? Важно ли кто будет принесен в жертву: овца или баран? Что делать с костями акики?
-
Правда ли, что в последнюю треть ночи случаются чудеса?
В этот промежуток времени большинство людей спят, не осознавая скольких милостей и благословений себя лишают. Во времена Пророка ﷺ в это время никто не спал: дома мусульман заполнялись звуками дуа и поминания Аллаха подобно пчелиному гулу.
-
Гает-намаз: порядок совершения праздничной молитвы
Особенным его отличием является то, что он читается коллективно и без азана и икамата. О наступлении времени молитвы возвещает муэдзин, который несколько раз провозглашает с минарета «Ас-Салят».