Бывает так, например,что человек постоянно совершает духа-намаз и намаз-тахаджуд, то есть для него это является установившимся порядком вещей. Однако оказавшись в обществе людей, которые не совершают этих видов поклонения, он из страха возникновения у него рийа, так же перестает совершать их.
Подобное поведение с его стороны является ошибкой, и следованием за шайтаном. Так как-то, что он был последователен и постоянен в совершении этих поклонений, свидетельствует о его ихлясе (искренности). Кроме того, непроизвольное возникновение рийа в сердце, не является показухой и не наносит никакого вреда.
Таким образом, это не сможет бросить ни малейшей тени на его искренность. Отказ от привычных действий в этой ситуации будет являться следованием за шайтаном, и свидетельством того, что он добился своей цели.
Без веской с точки зрения религии причины, человек должен сохранять свой привычный образ жизни и привычки (имеются в виду хорошие привычки, связанные с выполнением предписаний религии и совершением поклонений), и не менять их.
3 психологические ловушки шайтана
Некоторые люди, для которых является привычным постоянное совершение какого-либо поклонения, оказавшись в обществе людей не совершающих этого поклонения, перестают совершать его из-за боязни, что их сочтут обладателями рийа.
Такое поведение ничем не отличается от рийа. Так как такой человек отказывается от привычных поклонений ради того, чтобы не упасть в глазах других людей, а кроме того это является проявлением подозрительности в отношении мусульман (которые по его мнению могут посчитать его за обладателя рийа).
Иногда шайтан может внушить человеку мысль отказаться от совершения каких-либо деяний не из-за страха подвергнуться порицанию со стороны других людей, а якобы ради того, чтобы уберечь этих людей от злословия.
Как душа вошла в тело Адама (а.с)?
По сути это является проявлением подозрительности в отношении мусульман. Так как защита других людей от совершения ими греха осуществляется не путем отказа от мустахаба и сунны, а путем отказа от того, что считается мубахом.
Всего этого вполне достаточно для человека, обладающего разумом, чтобы противостоять наущениям проклятого шайтана.
Слова человека, который отказывается от этих поклонений, говоря: «Я искренен. Я отказываюсь от этих поклонений исключительно ради благополучия других людей», являются ложью и проявлением двуличия.
Прибегаем к защите Аллаха Всевышнего от этого.
Иблис: предупрежден – значит вооружен!
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»