Наставление пятницы: самая восхваляемая Кораном черта характера

Нет ни одной другой благой черты характера, которая столь часто упоминалась и восхвалялась в Коране, как богобоязненность. Как богобоязненный человек удостаивается высокой степени перед Аллахом; благодаря чему принимаются его поклонения; как он становится другом и любимцем Аллаха:

وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا

«Кто боится Аллаха (выполняя Его повеления), тому Он простит дурные поступки и увеличит награду» (ат-Таляк, 5).

Это интересно: Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا

«О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду!» (аль-Ахзаб, 70).

وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«...и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех» (аль-Бакара, 189).

Слово таква (богобоязненность) происходит от глагола «وَقَي» означающим «защищать», «беречься», «остерегаться». Слово «وقاية» означает «защищаться от чего-то опасного». 

أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ

«Кто лучше – тот, кто заложил фундамент своего здания на страхе перед Аллахом и поиске Его довольства или тот, кто заложил фундамент своего здания на краю пропасти, и оно готово рухнуть (с обрыва) вместе с ним (своим строителем) в огонь Ада?» (ат-Тауба, 109).

В терминологии шариата термин таква (богобоязненность) имеет особое и общее значение. В общем смысле термин таква (богобоязненность) означает остерегаться и избегать всего того, что может нанести вред вечной жизни человека.

Наставление пятницы: в чем суть имана?
Один мудрец отметил, вера в сердце, не проявляющаяся в поклонении и совершении добрых дел, напоминает дерево, которое не приносит плоды.
24.03.2022
5107

Богобоязненность может как увеличиваться, так и уменьшаться. Наименьшей степенью богобоязненности является избегание многобожия (ширка). Наивысшей же степенью богобоязненности является отказ от всего, что отдаляет человека от Аллаха Всевышнего, и обращение к Нему всем своим существом. Это и есть истинная богобоязненность, которая подразумевается в следующих словах Аллаха Всевышнего:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ

«О верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться» (Али Имран, 102).

В особом смысле, который и подразумевается шариатом, термин таква имеет следующее значение: остерегаться совершения любого действия, влекущего за собой наказание. По единодушному мнению в данном случае в первую очередь подразумевается отказ от совершения больших грехов.

Что же касается избегания малых грехов (для того, чтобы считаться богобоязненным человеком), то некоторые говорили, что это не является необходимостью. Так как муфассиры толковали слово «кабаир» упоминаемое в аятах, как разновидности ширка. Таким образом неизвестно впадает ли в куфр (неверие) тот, кто совершит большой грех. По мнению ахлю-сунна даже если человек будет избегать совершения больших грехов, он может быть подвергнут наказанию за малые грехи.

Для того, чтобы достичь богобоязненности следует отказываться от запретного и греховного, совершать как можно больше благодеяний, упорстсвовать в поклонении. Оставление вмененных в обязанность актов поклонения приводит к наказанию. 

Злодеяния совершаются либо какой-то определенной частью тела, либо нет. Восемь частей тела способны совершать злодеяния. Этими частями тела являются: сердце, уши, глаза, язык, руки, живот, половой орган и ноги. Поэтому человек стремящийся к богобоязненности, обязан защищать каждую из этих частей тела от совершения греха, чтобы это стало его привычкой, и чтобы он смог занять место в числе богобоязненных. 

По книге имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»

Социальные комментарии Cackle