Наставление пятницы: самая восхваляемая Кораном черта характера
Нет ни одной другой благой черты характера, которая столь часто упоминалась и восхвалялась в Коране, как богобоязненность. Как богобоязненный человек удостаивается высокой степени перед Аллахом; благодаря чему принимаются его поклонения; как он становится другом и любимцем Аллаха:
وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يُكَفِّرْ عَنْهُ سَيِّئَاتِهِ وَيُعْظِمْ لَهُ أَجْرًا
«Кто боится Аллаха (выполняя Его повеления), тому Он простит дурные поступки и увеличит награду» (ат-Таляк, 5).
Это интересно: Злодеяния и бедствия сердца, или как помочь самому себе
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَقُولُوا قَوْلًا سَدِيدًا
«О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите только правду!» (аль-Ахзаб, 70).
وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«...и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех» (аль-Бакара, 189).
Слово таква (богобоязненность) происходит от глагола «وَقَي» означающим «защищать», «беречься», «остерегаться». Слово «وقاية» означает «защищаться от чего-то опасного».
أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ
«Кто лучше – тот, кто заложил фундамент своего здания на страхе перед Аллахом и поиске Его довольства или тот, кто заложил фундамент своего здания на краю пропасти, и оно готово рухнуть (с обрыва) вместе с ним (своим строителем) в огонь Ада?» (ат-Тауба, 109).
В терминологии шариата термин таква (богобоязненность) имеет особое и общее значение. В общем смысле термин таква (богобоязненность) означает остерегаться и избегать всего того, что может нанести вред вечной жизни человека.
Наставление пятницы: в чем суть имана?
Один мудрец отметил, вера в сердце, не проявляющаяся в поклонении и совершении добрых дел, напоминает дерево, которое не приносит плоды.
Богобоязненность может как увеличиваться, так и уменьшаться. Наименьшей степенью богобоязненности является избегание многобожия (ширка). Наивысшей же степенью богобоязненности является отказ от всего, что отдаляет человека от Аллаха Всевышнего, и обращение к Нему всем своим существом. Это и есть истинная богобоязненность, которая подразумевается в следующих словах Аллаха Всевышнего:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ
«О верующие! Бойтесь Аллаха (выполняя Его повеления и избегая того, что Он запретил) как должно Его бояться» (Али Имран, 102).
В особом смысле, который и подразумевается шариатом, термин таква имеет следующее значение: остерегаться совершения любого действия, влекущего за собой наказание. По единодушному мнению в данном случае в первую очередь подразумевается отказ от совершения больших грехов.
Что же касается избегания малых грехов (для того, чтобы считаться богобоязненным человеком), то некоторые говорили, что это не является необходимостью. Так как муфассиры толковали слово «кабаир» упоминаемое в аятах, как разновидности ширка. Таким образом неизвестно впадает ли в куфр (неверие) тот, кто совершит большой грех. По мнению ахлю-сунна даже если человек будет избегать совершения больших грехов, он может быть подвергнут наказанию за малые грехи.
Для того, чтобы достичь богобоязненности следует отказываться от запретного и греховного, совершать как можно больше благодеяний, упорстсвовать в поклонении. Оставление вмененных в обязанность актов поклонения приводит к наказанию.
Злодеяния совершаются либо какой-то определенной частью тела, либо нет. Восемь частей тела способны совершать злодеяния. Этими частями тела являются: сердце, уши, глаза, язык, руки, живот, половой орган и ноги. Поэтому человек стремящийся к богобоязненности, обязан защищать каждую из этих частей тела от совершения греха, чтобы это стало его привычкой, и чтобы он смог занять место в числе богобоязненных.
По книге имама Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»
Читайте также:
-
Следуем Сунне: как совершал дуа Посланник Аллаха (мир ему)?
В одном из хадисов со слов Ибн 'Умара Пророк Мухаммад сказал: «Перед тем, кто удостоится счастья вознести молитву, откроются двери милости. Средь всех обращенных к Аллаху мирских желаний самое приятное для Него — это мольба о добром. Ду'а прогоняет беды и несчастья. Ду'а может даже изменить судьбу. Посему вы тоже молитесь» (Тирмизи).
-
Сколько существует степеней Рая и кто будет удостоен высочайшей?
Хотя Ибн Аббас (р.а.) и говорил, что Рай ограничен семью ступенями, из аятов Корана следует, что в Раю существует огромное количество ступеней. Вышеупомянутые ступени Рая, о которых говорил Ибн Аббас (р.а.), являются самыми...
-
Что случается с душой, когда человек умирает?
После того, как завершатся похороны и люди отойдут от могилы, Всевышний Аллах возвратит покойному его душу, вернет ему чувственные способности. Так он начнет понимать, что ему говорят. После этого
-
7 фактов, которые вы должны знать о суре «Аль-Кахф»
Знание и изучение Корана должно быть исключительно ради довольства Всевышнего Аллаха. Теперь, обретя правильное намерение, мы можем приступить к основным фактам о данной суре
-
4 шага к преодолению искушения
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил, что силен не тот, кто может победить другого, силен тот, кто может перебороть себя. Одно из самых тяжелых сражений, с которыми мы сталкиваемся каждую минуту нашей жизни, – это бесконечная борьба с мыслями, возникающими в нашей голове. Какими бы праведными и правильными мы не хотели быть, плохие мысли, страсть, искушение неизбежны. Как с этим справиться?
-
Люди, с которыми разорвет связь Всевышний
«Всевышний говорит: «Я милостивый, Я сотворил родственную связь и дал ему имя из Моего имени. Я поддержу связь с тем, кто поддержит связь с...
-
Какую опасность несет в себе невыполнение намаза?
Человек, пренебрегающий намазом, будет подвергнут множеству наказаний и бедствий: его жизнь будет лишена блага и будет бесполезной. Жизнь такого человека пройдет в различных болезнях, унижении и насмешках. Такой человек будет лишен уважения и будет постоянно сталкиваться с различными проблемами и трудностями. Человек, который постоянно совершает намаз, помимо врожденной красоты, приобретает дополнительную красоту.
-
Тому, кто произнесет эти слова, запишется больше наград, чем звезд на небе
Пророк (мир ему) прошел возле одной группы людей, которые размышляли. Он (мир ему) сказал им: «Размышляйте о творениях Аллаха. Но не размышляйте о самом Всевышнем Аллахе». Факих сказал: «Если человек желает достичь достоинства размышления, то ему необходимо размышлять о следующих пяти вещах...