Фото: ESB Professional/ shutterstock.com
Джабир (р.а.) передал от Пророка Мухаммада ﷺ: «Если ты соблюдаешь пост, то пусть постится и твой слух, и твое зрение, и твой язык, воздерживаясь от лжи и всего запретного. Не обижай никого! Будь серьезным и спокойным! Пусть не будут равны дни, когда ты соблюдаешь пост, и дни, когда ты его не соблюдаешь!» («Лятаиф аль-Ма‘ариф»).
В Рамадан каждый из нас должен стремиться улучшить свой нрав во всех аспектах, ведь только человек, стремящийся приблизиться своим нравом, поведением, отношением к людям – к Пророку ﷺ, может считать себя настоящим мусульманином.
От Абу Хурайры (р.а.) передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто не оставил ложных разговоров и продолжает это, то для Аллаха нет нужды в его ограничении от еды и питья» (аль-Бухари).
Тот, кто лжет, обманывает и не держит свои обещания, не только совершает грех. В то же время он вредит своей чести и игнорирует достоинства других.
В аяте указывается, что ложь не может быть качеством верующего:
«Поистине, ложь выдумывают те [беспринципные люди], кто не верит в знамения Аллаха. Они – лжецы» (Нахл, 105).
Фото: ildintorlak/ shutterstock.com
Верующий старается жить с пониманием того, что честь и достоинство других также ценны, как его. Он знает, что клевета на честных и благородных людей – это большой грех. Он словно дрожит этим божественным предупреждением:
«Поистине, обвиняющие целомудренных верующих женщин, далеких от греха [в прелюбодеянии], будут прокляты и в этом мире, и в мире вечном! Им – великое наказание! [Наказание постигнет их] В день, когда их языки, руки и ноги станут свидетельствовать против них же о том, что они совершали [в земной жизни]» (Нур, 23-24).
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Человек, несправедливо порочащий честь и достоинство мусульманина, совершает один из самых больших грехов» (Абу Дауд, Адаб, 35) и таким образом он остерег свою умму от трясины клеветы.
Исповедуя логику «Землю обойдешь, а от клеветы не уйдешь» человек, делает большой грех, играя с целомудрием людей, пытаясь дискредитировать людей в семье и обществе. Следует отметить, даже если такое поведение каким-то образом прикроется в этом мире, но в том мире справиться с этим будет нелегко.
Фото: Zurijeta/ shutterstock.com
Другим негативным поступком, подрывающим человеческое достоинство и целомудрие, является предубеждение. Не зная истинную правду, иметь плохие мысли о других, пытаться читать мысли и намерения, иметь предубеждения причиняют вред чувствам братства, человеческим отношениям и являются грехом.
Всемогущий Аллах сказал:
«О верующие! Избегайте множества подозрений! Поистине, некоторые подозрения – это грех» (Худжурат, 12).
Согласно Пророку ﷺ предубеждение: «Это самое ложное слово» (Муслим, Бирр, 28).
Человек, который действует с подозрением и предубеждением, а не точной и правильной информацией, часто будет испытывать стыд.
Он должен будет попросить прощение у того, чью честь и достоинство растоптал своим предубеждением. Особенно, если он не довольствуясь подозрением, еще и распространяет сплетни и клевету, тогда проблема обретает более серьезный характер.
Священный Коран описывает насколько опасно распространение сплетни следующим образом:
«И не шпионьте друг за другом, и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам будет это неприятно! И бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах – Принимающий покаяние, Милующий [кающихся]» (Худжурат, 12).
Фото: ViDI Studio/ shutterstock.com
В суре Худжурат, подчеркивающий то, что мусульмане должны соблюдать моральные меры в межличностных отношениях, говорится о том, что запрещены насмешки, злословье, оскорбительное прозвище, а те, кто совершили эти грехи, приглашаются к покаянию, те же, кто не сожалеют, и не раскаются, окажутся грешниками.
«О верующие! Пусть одни мужчины не насмехаются над другими, ведь возможно, что те лучше их. И женщины пусть не насмехаются над другими женщинами, ведь возможно, что те лучше их. И не выискивайте друг у друга недостатки и не давайте друг другу оскорбительных прозвищ. Дурно быть названным нечестивцем после того, как уверовал. А те, кто не раскается, они – злодеи [которые обрекают себя на муки Ада]» (Худжурат, 11).
Наш Пророк ﷺ выразил, что издевательство подражанием – неправильный поступок и сказал: «Даже если мне дадут весь мир взамен, я не стану подражать кому-либо» (Тирмизи, Сыфатуль-Кияма, 51).
Фото: sattahipbeach/ shutterstock.com
Это факт, что нафс всегда считает себя правым, а других виновным и умеет это выявить. Вот почему наши старшие советовали: «Прежде чем желать кому-то плохое, испробуй это сначала на себе». На самом деле, этот совет подчеркивает важность контроля своего нафса.
Поэтому мы не должны стесняться спрашивать себя и задавать следующие вопросы:
Почему ислам относится к уединению так неоднозначно?
На основе книги "Честь и целомудрие"