Пророк Мухаммад ﷺ в качестве руководителя паломничества (амир аль-хадж) назначил Абу Бакра (р.а.), сам же он смог совершить хадж через год. Вскоре после возвращения из этого хаджа, известного как Прощальное паломничество, он скончался. Во время хаджа, который наш Пророк ﷺ совершил в 10 году по Хиджре, он лично показал своей умме, как именно необходимо выполнять это поклонение.
Хадж в соответствии со словарём означает «намереваться, обращаться и посещать», он является поклонением, совершаемым путём выполнения конкретных обязательных действий в Каабе, Сафа-Марва, Арафате, Муздалифе и Мине в течение определённого времени.
Сегодня пятница! Поможем малышке Мадине ходить!
Как видно из определения, это поклонение совершается в определённое время.
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто решил в эти месяцы совершить хадж, (пусть знает, что) во время хаджа нельзя приближаться к женщине, делать негодное и вступать в ссоры. О ваших добрых деяниях Аллах знает. Запасайтесь же (для судного дня). Несомненно, самый лучший припас – благочестие. О обладатели разума, бойтесь же Меня!» (Бакара, 2/197),
– повелел наш Господь, назначив для паломничества определённое время.
Этот период охватывает месяцы Шавваль, Зуль-каада, а также первые десять дней Зуль-хиджи. Так как хадж включает в себя «считанные дни» (Бакара, 2/203) Арафа/Арафата и Курбан-байрама, становится ясно, что он должен совершаться в эти дни, из чего следует, что паломничество может быть осуществлено только один раз в год.
Хадж состоит из комплекса проводимых в определённых местах поклонений, таких как обход Каабы, сай между холмами Сафа и Марва, молитвенное стояние у горы Арафат, посещение долины Муздалифа, побивание камнями шайтана в Мине.
Таким образом, хадж как поклонение совершается верующим с осознанием важности как времени, так и места, что даёт ему возможность приблизиться к этим местам и понять ценность времени.
Паломничество является сакральным путешествием. Это путешествие – больше, чем просто дорога верующего из родных мест, где он живёт, в город Мекка, скорее это выдвижение в путь по его собственному внутреннему миру, который пролегает от давних времён к настоящему времени, от сегодняшнего дня к будущему.
Это путь обращения к Аллаху и духовного возвышения. Хадж – это путешествие, которое заканчивается Раем. По словам Посланника Аллаха ﷺ: «Воздаяние за принятый (Аллахом) хадж – только Рай» (Бухари, Умра, 1).
Хадж – это, прежде всего, обращение раба к своему Господу с осознанием того, что «мы находимся во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся» (Аль-Бакара, 156), выдвижение в путь только потому, что это Его повеление, и только для того, чтобы получить Его благословение.
Кааба является символом. Главная цель – дотянуться до хозяина Каабы. Хадж – это воссоединение любящего с любимым. Для верующего Посещение дома Аллаха с чувством любви к Нему является наивысшей честью и самым ярким выражением его покорности. Быть названным «гостем Милостивого Аллаха» – величайший почёт для паломника, отправившегося в хадж.
В то же время хадж является путешествием во внутренний мир. В физическом мире раб Господа живёт в постоянном контакте со всем материальным, отправляясь же в паломничество, он стремиться познать смыслы за пределами материи, понять душу, покрытую телесной оболочкой, постичь человеческую суть. Он понимает, что все мирские достижения, такие как собственность, положение в обществе и слава, временны, и его первостепенная обязанность – это поклонение.
Узнаем у имама: можно ли совершать хадж за другого человека?
В этом благословенном месте верующий чтит святую память пророков от досточтимого Адама до досточтимого
Ибрахима (а.с.), от досточтимого Исмаила (а.с.) до досточтимого Мухаммада ﷺ с одной стороны, он испытывает радость быть на земле, засвидетельствовавшей зарождение ислама и ниспослание Корана, а с другой стороны, осознавая невзгоды и испытания, которые сподвижники Пророка ﷺ понесли ради своей веры, он чувствует в своём сердце печаль.
Хадж – это путешествие в царство вечности. Верующие, одетые в ихрам, подобный савану, в Каабе понимают смысл смерти, прежде, чем умереть.
На Арафате, в Муздалифе, в Мине они как будто участвуют в репетиции воскрешения, расплаты, взвешивания деяний на мизане, то есть репетируют махшар. Они с радостью празднуют то, что рассчитываются за грехи до дня расплаты, обретают вечную милость и прощение, получают благословение и любовь Аллаха.
Таким образом, паломничество превращается в путешествие, наполненное глубокими смыслами созерцания (тафаккур), и взращивает своего путника с точки зрения веры, поступков и нравственности.
На «Изге Болгар җыены» разыграли семейные путевки в хадж
Все фотографии: Ислам-тудей
Перевод: Ольга Тюркмен.