Наставление пятницы: грубость ведёт человека в Ад

Причина, из-за которой Пророк (с.а.с.) призывал людей жить сообща (Источник фото: freepik.com).

Причина, из-за которой Пророк (с.а.с.) призывал людей жить сообща (Источник фото: freepik.com).

«Аль-Джафа» с арабского языка переводится как «грубость, черствость, чрезмерная строгость». Черствость, о которой идет речь, – это психологическая черта характера, неспособность к сопереживанию, сочувствию, волнению. Черствые люди замкнуты, потенциально жестоки и малокоммуникабельны. Как следствие, данная черта характера заставляет человека быть грубым, резким и переходить границы дозволенного.

Порицая данное качество, Пророк (с.а.с.) сказал: «Скромность – от веры, а вера в Раю. Бесстыдство же – от черствости, а черствость в Аду» (ат-Тирмизи, Ахмад, Ибн Хиббан). В данном хадисе посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил, что скромность и вера тесно связаны друг с другом, и что вместе они ведут человека в прекрасную райскую обитель. Бесстыдство же является неотъемлемой частью черствости и грубости, а вместе они становятся причиной гибели человека.

Черствость (аль-джафа) и отстраненность от людей

Отдаленность от общества людей ведет к отстраненности от них. Человек, долгое время лишенный общения с людьми, тем более, если он осознанно выбирает такое отдаление, становится замкнутым и бесчувственным.

Пророк (с.а.с.) в одном хадисе сказал: «Черствым становится тот, кто живет в пустыне, беспечным становится тот, кто следует за своей добычей, а посещающий правителей непременно подвергается смуте и испытаниям» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, ан-Насаи).

Здесь Пророк (с.а.с.) сообщил нам, что отшельничество людей, которые живут в безлюдных пустынях, зачастую становится причиной их чрезмерной строгости, грубости и черствости. Пророк (с.а.с.) призывал людей к нахождению в обществе. Однако общество это должно быть праведным, ведь общество нечестивцев негативно влияет на человека.

Имам аль-Мубаракфури (р.а.) так комментировал вышеприведенный хадис: «В основном это касается бедуинов, которые живут в пустыне, далеко от мечетей и уроков ученых. Их поведение становится схожим с поведением хищников: грубым, дерзким, холодным» («Тухфат аль-Ахфази»).

Относительно черствости и жестокости есть другой, не менее интересный хадис. Однажды Пророк (с.а.с.), указал своей рукой в сторону Йемена и сказал: «О, да! Истинно, вера — вот там. А жесткость и грубость сердец — в фаддадийцах, рядом с корнями хвостов верблюдов, где восходят два рога шайтана — в Рабие и Мадаре» (аль-Бухари и Муслим).

Ученые по-разному толковали данный хадис. Некоторые утверждали, что здесь говорится о конкретном народе, живущем в местности, в сторону которой указал посланник Аллаха (с.а.с.). Однако большинство ученых считало, что здесь говорится о пастухах верблюдов, которые отдаляются от людей, чтобы пасти свой скот, и которые гонят верблюдов на пастбище, громко и грубо крича.

Почему ислам относится к уединению так неоднозначно?
Как нужно уединяться простому человеку, чтобы не совершить грех?
23.10.2020
2332

Последствия грубости и черствости

Суфьян ас-Саури весьма категорично высказывался об этих порицаемых качествах: «Не сиди в обществе черствых людей и не дружи с неверующими. Пусть твою трапезу разделяет с тобой лишь богобоязненный, и пусть твоим спутником лишь только благочестивый».

О пагубности этих качеств свидетельствуют их печальные последствия:

  1. Неприязнь людей.
  2. Отдаление от членов семьи и родственников.
  3. Многочисленные проблемы в жизни.
  4. Люди перестают помогать черствому человеку, даже если тот попадает в тяжелую ситуацию.
  5. Грубость ведет человека в Ад, о чем свидетельствует хадис Пророка (с.а.с.).
  6. Частые конфликты между супругами и как следствие развод.
  7. Потеря близких друзей.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle