Имам Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, является основателем одного из сохранившихся до нашего времени 4-х школ Приверженцев Сунны. Он один из самых знаменитых ученых Медины 3-его поколения мусульман, живших после Табиунов – последователей Сподвижников. Первым учителем Имама Малика был Рабиа б. Абд-ур-Рахман. Затем он учился у Абд-ур-Рахмана б. Хурмуза. Из Табиунов его учителями были: Нафи, Ибн-и Шихаб, аз-Зухри и Саид б. аль-Мусаййиб. Получал также знания и от потомка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Джафара ас-Садыка.
Им написана книга по толкованию Корана – «Гарибу-ль-Коран». Его главная книга «Муватта» является сборником хадисов, которые он собрал от 900 ученых. 300 из них принадлежали к поколению Табиунов, а остальные 600 были их учениками. Имам Малик писал эту книгу на протяжении сорока лет. Поначалу в ней было собрано около 4-х тысяч хадисов, но к концу работы имам оставил в сборнике лишь одну тысячу. Самыми известными книгами по фикху являются: «Ат-Тарфи» и «Аль-Ихкам».
Имам Малик, да будет милостив к нему Аллах, никогда не торопился давать фетву. Отвечая на вопросы, он мог неожиданно сказать «Ля эдри» - «Я не знаю». Он говорил: "Если бы у меня была возможность, я бы свернул шеи всем, кто толкует Благородный Коран, опираясь на свой короткий ум". Имам Малик также не избежал преследований "сильных мира сего". В 147-ом году во время правления Аббасидов, в частности Халифа Абу Джафара Мансура, он был арестован по ложному донесению правителем Медины и приговорен к 70 палочным ударам.
Его ученик Абдуллах ибн Вэхб (125/742-197/812) написал книгу «Аль-Муджалясат», состоящую из хадисов, услышанных от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. (EA; IAA, II: 264).
Среди них выделяются группы имамов, распространявших иджтихад Имама Малика в Египте, на Севере Африки и в Андалузии, да будет милостив к ним Всевышний Аллах.
Семь известных имамов Египта:
1. Ибн-и Касым (Абд-ур-Рахман б. Касым аль-Утаки; Абу Абдуллах; 132/750-191/806).
Наиболее известный ученый мазхаба Малики. Учился фикху у Имама Малика в течение 20 лет. Учился фикху также и у египетского факиха Лэйса б. Са'да. Достиг высочайшего уровня иджтихада. Йахйа б. Йахйа говорит о нем: "Среди учеников Имама Малика он был наиболее способным". Его известная книга по Фикху "Аль-Мудаввана" является основополагающей работой по религиозному праву мазхаба Малики. В "аль-Мудаввана" собраны сообщения, полученные им от Имама Малика, а также указаны методы извлечения знаний в соответствии с иджтихадом основателя мазхаба. Ввиду этого, ученые причисляют данное произведение к самым ценным трудам мазхаба.
Над этим произведением вначале поработал имам Асад б. Фурут. Затем этой работой занялся имам Сахнун Абу Саид ат-Тэнухи, который упорядочил в "Аль-Мудаввана" форму рассмотрения вопросов религиозного права в соответствии с правилами основ фикха. Это произведение было напечатано в Египте в 1323/1905 году в 20 томах.
В последующие века "Аль-Мудаввана" всегда находилась под пристальным вниманием ученых-маликитов, которые неоднократно писали к ней комментарии, и комментарии к комментариям. (IFA; IAA, II: 218).
2. Абдуллах ибн-и Вэхб (Абдуллах б. Вэхб б. Муслим; Абу Мухаммад;125/742-197/812).
Имам Абу Мухаммад также находился рядом с Имамом Маликом на протяжении 20 лет. Учился фикху также и у Лейс б. Са'да. Имаму Абу Мухаммаду принадлежит большая заслуга в деле распространения методов иджтихада Имама Малика. Благодаря именно его усердию, фикх мазхаба Малики получил распространение в Египте. Имам Малик в своем письме обращался к нему не иначе как: "Факиху Египта, Муфтию Абу Мухаммаду". Имам был также Мухаддисом крупного уровня. Имел прозвище "Диван-уль-Ильм", что в смыле означало "Кладезь наук", или "Ходячая библиотека".
Его перу принадлежат книги:
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»