Чтобы правильно ориентироваться в окружающей жизни, всем нам необходимо давать какие-то оценки происходящему – это черное, а это белое; это сладкое, а это горькое; это красивое, а это уродливое. Таким же образом мы склонны давать нравственные оценки окружающим людям – этот добрый человек, а этот – злой, этот умный, а тот глупый, недалекий, этот легкомысленный, тот жадный или хитрый, а тот щедрый, и тому подобное.
Иногда такое поведение оправдано – к примеру, если мы ведем с человеком бизнес или даем ему в долг, нам необходимо заранее знать, честный он человек или нет, можно ему доверять или нет. То же самое касается случаев заключения брака – при знакомстве с потенциальными женихами или невестами необходимо иметь представление о нравственных качествах человека.
Но чаще всего мы торопимся сделать какой-то вывод об умственных или моральных качествах человека без всякой надобности, на основании поверхностных суждений – особенно это касается негативных оценок его нравственности и его поступков.
К примеру, ваш новый сослуживец неудачно пошутил над кем-то – и вы сразу делаете вывод, что это легкомысленный человек; ваш новый сосед забыл с вами поздороваться, из чего вы решаете, что это человек грубый и невоспитанный. К сожалению, особенно часто мы любим давать людям оценки и осуждать их, когда речь идет об их отношении к религии.
Мусульманка работает в обычном магазине, где ей приходится продавать в том числе спиртное и сигареты? – как она может так поступать, она грешница, у которой слабая вера! Знакомый пригласил нас к себе домой на какой-то праздник, а у него на столе стояло спиртное – ужас, какие они вообще мусульмане после этого?!
Более того, мы склонны не только судить недостаток или отсутствие религиозной практики у кого-то из наших знакомых, но и действия, которые человек совершает, но, по-нашему мнению, неправильно. Намаз совершает не совсем так, как мы привыкли, молитвы читает по четкам – а нам кто-то сказал, что это неправильно, и мы тут же торопимся его осудить.
Но так ли на самом деле подобает относиться к поступкам других людей – особенно тем, кто считает себя человеком верующим? Давайте разберемся.
1. Первый момент, который мы обнаружим, если честно себя спросим – зачем мы вообще так торопимся высказать какое-то мнение о человеке, особенно, негативное? Это чаще всего делается из высокомерия, из желания возвысить себя путем унижения другого человека. Мы, тем самым, как бы говорим – вот он грубый, невоспитанный, жадный, легкомысленный, глупый – а я не такой, я лучше него.
Он плохо соблюдает свои религиозные обязанности – а я все делаю правильно, ничего не упускаю. Гордость, тщеславие, высокомерие – это очень опасное чувство, которое не должно быть присуще по-настоящему верующим людям.
«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов» (Коран 31:18).
В хадисе говорится:
«Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай».
2. Второй момент – который вытекает из первого – а есть ли у нас моральное право осуждать другого человека? Разве мы не проявляем гнев, зависть, жадность, легкомыслие? Разве мы не проявляем иногда лень в следовании заповедям нашей религии? Разве мы не грешим теми же грехами, что и люди, которых мы торопимся осудить?
Но здесь, к сожалению, мы проявляем странную особенность – самих себя мы всегда оправдываем, для своих ошибок и недостатков мы находим уважительные причины, но в других людях, наоборот, мы всегда склонны видеть самое худшее.
По преданию, пророк Иисус (Иса), мир ему, говорил своим ученикам об этом человеческом свойстве:
«И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 3).
Это выражение после стало нарицательным – многим из нас приходилось слышать поговорку «видит сучок в чужом глазу, а в своем бревна не замечает». Здесь речь идет о том, что мы торопимся осудить другого человека за его мелкие недостатки, в то время как сами иногда поступаем гораздо хуже.
В хадисе сказано: «Одним из признаков совершенства верующего человека является оставить то, что его не касается» (Тирмизи).
Если человек будет действительно полностью занят борьбой со своими недостатками, собственным совершенствованием, ему просто некогда будет смотреть, как живут другие люди и что они делают неправильно. Только духовно слабому и незрелому человеку может быть свойственно следить за другими.
«Грехи других судить вы так усердно рветесь, Начните со своих и до чужих не доберетесь» (У. Шекспир).
3. Человек, который берется судить других людей, как бы берет на себя прерогативу Всевышнего. Только Он вправе судить других людей – поскольку знает настоящие причины совершения того или иного греха, видит сердце человека и его намерения. Поскольку мы такой способностью не обладаем, нам следует наоборот, стараться оправдать другого человека. Праведные предки говорили:
«Если ваш брат поскользнется (ошибется, совершит грех), ищите для него семьдесят оправданий. Если ваше сердце не принимает их (эти оправдания), значит, ваши сердца испорчены» (Шуабуль-Иман).
Вместо того, чтобы осудить человека – назвав его грешником, легкомысленным, глупым, жадным, злым человеком, подумайте – почему он мог так поступить, войдите в его положение и пожалейте его. Осудить человека просто – а войти в чужое положение и проявить милосердие гораздо труднее.
Может быть, эта женщина – которая вынуждена работать в обычном магазине, где продают спиртное, одна содержит маленьких детей или престарелых родителей? Может быть, этот человек, который сегодня не поздоровался с вами (или нагрубил вам) переживает какой-то сложный период в своей жизни, у него кто-то болеет или он потерял работу?
Праведные люди были сострадательны, поскольку следили за своими грехами и за собой, им некогда было думать о чужих грехах.
4. Есть старинная русская поговорка: «То, что Павел говорит о Петре, больше говорит о Павле, чем о Петре». Имейте в виду – если человек любит говорить о ком-то плохо, никогда никого не хвалит, а только осуждает, начинает сам плохо выглядеть в чужих глазах, люди поневоле переносят эти качества на него самого. И это правильно – если тебе нравится говорить о человеке плохо, значит, следует подумать – а хороший ли человек ты сам? Психологи тоже подметили эту особенность человека:
«У людей есть одна интересная особенность: когда они слышат, как один человек рассказывает о другом плохие или хорошие вещи, они приписывают говорящему плохие или хорошие качества. Назовите кого-нибудь дураком или ничтожеством, и впоследствии люди могут отнести к этим категориям вас.
Опишите кого-нибудь как тонкого и сочувствующего человека — и вы тоже будете казаться таким. Даже тех, кто приносит дурные вести, инстинктивно не любят, равно как и незнакомцев, которые напоминают нам о неприятном человеке».
5. И самое последнее - есть опасность, что, если человек будет высокомерно, свысока относиться к чужим грехам и недостаткам, Всевышний его самого рано или поздно поставит в такое же положение, когда он совершит такой же грех.
Никогда нельзя говорить что-то подобное – «как же он мог так поступить, вот я бы никогда такого не сделал бы». Никто не знает, как мы поступим в той или иной ситуации. Еще по этой причине следует очень осторожно выносить суждения о ком-либо:
«Тот, кто пристыдит своего брата за совершенный им грех, не умрет до тех пор, пока не совершит его сам» (Тирмизи).
Нас могут спросить – что же, нам молчать, когда кто-то делает нечто дурное? Молчать не следует – но наставление нужно делать очень осторожно и мягко, сообразуясь с ситуацией, когда-то нужно сказать правду, а когда-то – и промолчать.
Итак, верующим людям следует быть очень внимательными к себе – не торопиться осуждать другого человека даже за какие-то поступки, которые нам явно кажутся неправильными. Никто, кроме Всевышнего, не знает, что в сердце у человека, почему он так поступает.
В такой ситуации следует проявить милосердие и постараться найти для него оправдание – помня о том, что мы сами не идеальны и тоже часто грешим. В противном случае есть опасность, что мы можем когда-то оказаться в подобной ситуации, что и человек, которого мы опрометчиво и поспешно осудили.
Есть хорошее выражение: «У каждого святого есть прошлое, у каждого грешника есть будущее». Кто знает, возможно, тот человек, который сейчас поступает дурно, еще исправится и будет лучше многих других, в том числе и тех, кто его сейчас осуждает.
Также по этой теме читайте:
Показное благочестие: как не превратиться в притворно набожного человека?
5 советов для тех, кто хочет перестать осуждать других
Анна (Муслима) Кобулова