Никому не хочется постоянно «наступать на одни и те же грабли». Поэтому важно уметь делать выводы. Для правильных выводов, кроме информации о случившемся, обязательна её достоверность.
Всё, что не является точной информацией, относится, если не к откровенной лжи, то к сомнительным догадкам и предположениям. От них предостерегает Священный Коран:
«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга…» (сура «аль-Худжурат», 49:12; отрывок, смысл).
Что происходит?
Наш мозг работает так, что неизвестные стороны какого-то обстоятельства он легко дорисовывает, включая воображение. «Если кто-то опоздал на встречу, значит, мной не дорожит; если не преподнёс подарка, значит, пожадничал; раскричался во дворе – вот, невоспитанный…» и т.д.
Наши выводы о людях и событиях рождаются почти мгновенно. Однако, на чём они основаны? Ведь ни одна ситуация никогда не раскрывается нам на 100%: «Они постигают из Его Знания только то, что Он пожелает…» (сура «Аль-Бакара», 2:255; отрывок, смысл).
Каждый раз мы видим и знаем о случившемся далеко не всё. Аллах даёт нам ограниченные сведения. Разумеется, неспроста. В рамках известной нам информации, мы должны с пользой применить наши силы и время: кому-то помочь, что-то решить, кого-то поддержать, простить, покаяться… В то время, как другая, неизвестная сторона дела, по Воле Аллаха, оказывается нам ненужной, не относящейся к нашей ответственности (ни в этой жизни, ни в Следующей). То есть, она закрыта от нас, за ненадобностью.
Но мы не всегда понимаем этот механизм. Точнее, нафс (эго) не хочет понимать. Ведь тогда надо будет сосредоточиться на своём нияте, своих делах, своих грехах... И уже не останется места для расследования причин чужого поведения – так много внутри себя, с чем необходимо разбираться.
Однако, нафс тратит и тратит силы на попытки выяснить то, что для нас лишнее и что, поэтому, Аллах нам не открыл. А это заведомо безуспешно. И вредно. Ибо, враг-шайтан только и ждёт случая, чтобы подтолкнуть нас к греху. В данном случае – к беспочвенным предположениям и ложным догадкам.
Что это значит?
Человек прибегает к догадкам и домыслам, как правило, если ему что-то не понравилось, заставило переживать. Согласитесь, когда нас всё устраивает, мы не склонны копаться в разных «зачем-почему».
Когда, по чужой вине, в наших делах происходят изменения, то свою задачу нам приходится решать уже в других условиях. Теперь от нас требуются усилия на поиск новых решений. Если приступить к этому как можно быстрее, то мы сразу займём себя полезным делом. Тем самым переведём потенциал нашего мозга на пользу нам же. Это избавит от бесплодных затрат на домыслы о том, почему кто-то поступил с нами так, как поступил.
Здесь принципиально важно понимать, что ход наших дел изменил Сам Аллах. Пусть через чей-то поступок или слово. Но, увидев за чужим поведением именно Волю Творца, попросив у Него помощи и защиты от шайтана, мы сумеем двигаться дальше, ин ша Аллах.
И найдутся даже те, кто поблагодарит Создателя за неожиданные изменения. Ведь «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (хадис Пророка, Мир ему, приведён имамом Аль-Бухари).
В чём опасность?
Погружение человека в разбирательства и догадки (Почему тот-то поступил так-то? Как он мог? и пр.) не останавливает шайтана. Он толкает человека дальше - в грех беспочвенных подозрений и обвинений. И вот, уже: тот глупый, этот жадный, третий хитрый и пр.
Подобные обвинения напрямую задевают достоинство другого человека, раба Аллаха. Всевышний создал его, поддерживает и любит. А кто-то начинает строить о нём ложные догадки, навешивает унизительные ярлыки, безосновательно обвиняет. Даже при условии, что человек ни о чём не узнает, это всё равно останется посягательством на его личность. Что, по-вашему, может наслать Аллах на того, кто задевает достоинство Его раба?
Вместе с тем, мы и сами создания Аллаха. И нас Он тоже защищает и любит, хвала Ему. Поэтому в какой-то момент Всевышний может позволить нам узнать, что «виновник» невиноват. Тогда мы получим шанс покаяться за то, что плохо думали о человеке. И хоть как-то с ним рассчитаемся.
А если не покаемся или Аллах не прояснит нам вопроса так, чтобы исчезли наши предположения? Тогда наш расчёт отложится до Судного Дня? А ведь Там каждая догадка может сделать нас самих многократно виноватыми…
В этой жизни нам не понять до конца, что двигает людьми в их поступках (Они и сами не всегда отдают себе в этом отчёт). Самое правильное для нас – приучаться к доверию Аллаху и отвыкать от догадок и предположений. Ведь жизнь доказывает, что о людях «лучше думать хорошо и ошибаться, чем думать плохо и ошибаться».
Гузель Ибрагимова
Также по этой теме читайте: